Спрос на натуральные продукты растет
Бумажная индустриальная упаковка, как и потребительская, делит с упаковкой из полиэтилена мировой рынок пополам — 50 на 50. На каждый бумажный пакет или мешок приходится аналог из полимерных материалов. Сдвиг этого равновесия в пользу бумажной упаковки практически всегда результат экологического выбора, свидетельствующий о приверженности конкретного потребителя или целой страны принципам зеленой экономики.
Прежде всего надо отметить, что рынок бумажной упаковки — динамично растущий. Ужесточаются подходы к вопросам экологии, использованию ресурсов, переработке отходов и их безопасности. Соответственно, спрос на бумагу и картон — натуральные продукты из возобновляемого лесосырья — стабильно растет. Во многих отраслях экономики бумажная упаковка постепенно вытесняет неэкологичную полимерную. В настоящее время в Европе и России более половины (64%) бумажных мешков приходится на сегмент строительных материалов, порядка 13% — на продукты питания, 7% — корма для животных, 7% — химия, 5% — удобрения.
Рынок бумажных мешков перспективен не только в плане его емкости. Интересен сам продукт, его эволюция. За последние десять лет конструкция бумажного мешка серьезно изменилась. Созданы настоящие мешки-трансформеры: сложные, с разными типами клапанов (открытых и запаивающихся), с различными типами дна и замков, например zip-замки. По потребительским свойствам бумажная упаковка за счет развития технологий сейчас не только сопоставима с полимерными аналогами, но и превосходит их. По прочности, к примеру, современные бумажные мешки не уступают полиэтиленовым и полипропиленовым, в том числе за счет применения в производстве микрокрепированной крафт-бумаги, гибкой и растяжимой.
Спрос на упаковку может быть маркером экономической ситуации в конкретных регионах. Финансовый кризис и снижение темпов развития всех отраслей отразились на общих объемах потребления упаковки, в том числе бумажной. Последние три года в Европе наблюдалось снижение объемов потребления бумажных мешков. К примеру, в 2013 году оно составило почти 10% по отношению к 2011 году. Наибольшее падение потребления было отмечено во Франции, Италии и Германии. И в этот же период на фоне неблагоприятной макроэкономической ситуации в Европе в ряде стран потребление выросло: в России — на 1,6%, в Турции — на 8,3%. Рост спроса на бумажную упаковку сохранялся в 2013 году в Великобритании и Ирландии, Сербии, на Украине.
До 2018 года благодаря строительству жилья, коммерческой недвижимости, новых промышленных объектов, развитию инфраструктуры в странах Азии, Африки, Ближнего Востока продолжится уверенный рост потребления бумажных мешков для фасовки цемента и сухих строительных смесей.
И российский рынок индустриальной бумажной упаковки постоянно растет, особенно в сегменте упаковки сухих строительных смесей и цемента. Основным его драйвером стало строительство инфраструктурных проектов при подготовке к Универсиаде в Казани, Олимпиаде в Сочи, чемпионату мира по футболу 2018 года, а также развитие жилищного строительства, в том числе индивидуального. Так, потребление бумажных мешков в 2013 году увеличилось на 15% по сравнению с 2010 годом. Прогнозируемый рост до 2018 года — на уровне 7%.
Сегодня рынок бумажной упаковки глобализуется: крупные холдинги поглощают небольшие, локальные предприятия, не способные удовлетворить растущие требования клиентов к объемам, стабильному качеству и своевременным поставкам продукции, ее защите от контрафакта, оформлению упаковки. Львиную долю (65%) рынка в России формируют такие отечественные производители бумажных мешков, как завод "Сегежская упаковка", "Европак", Новолялинский ЦБК, "Илим ТНП". Доля импорта в этом сегменте составляет 35%. Основными импортерами являются Mondi, Stora, "Памибро".
Устойчивую лидирующую позицию по производству мешков на российском рынке (с долей почти 60%) занимает завод "Сегежская упаковка", входящий в группу Segezha Packaging (холдинг "Инвестлеспром"). Segezha Packaging — второй по величине производитель бумажных мешков в мире. Группа объединяет (вместе с российским заводом "Сегежская упаковка") 15 заводов и сервисных предприятий в Дании, Голландии, Германии, Италии, Чехии, на Украине, в Румынии, Турции. Доля на рынке Западной Европы составляет 15,8%, развивающихся стран — 20%.
Главным конкурентным преимуществом продукции группы Segezha Packaging является бумага, из которой изготавливаются мешки. Сегмент бумажной индустриальной упаковки уникален тем, что требует особого качества сырья. Только бумага из хвойной древесины за счет длины волокна обладает самыми высокими показателями прочности. И если в Европе запасы хвойной древесины уменьшаются, а в Азии вообще практически отсутствуют, то у нас пока недостатка в ней нет.
Мешочная крафт-бумага для заводов "Инвестлеспрома" выпускается Сегежским целлюлозно-бумажным комбинатом холдинга (Республика Карелия) из прочной длинноволокнистой древесины северных лесов. Она отвечает самым высоким потребительским требованиям и даже превосходит мировые аналоги по качеству и ассортименту. Продуктовая линейка состоит в том числе из микрокрепированной и пористой крафт-бумаги, которая позволяет производить мешок без перфорирования.
Грамотная ценовая стратегия с учетом конъюнктуры рынка, ориентация на наиболее маржинальный продукт, максимально эффективное использование мощностей обеспечивают стабильно высокий спрос на продукцию и создают базу для устойчивого развития предприятий. Дальнейшим источником роста, в частности для завода "Сегежская упаковка", является российский рынок сухих строительных смесей — один из наиболее динамично растущих. Зарубежные компании уже построили в России свои заводы по выпуску сухих строительных смесей, до 2015 года планируется ввод дополнительных производственных мощностей в Ульяновской и Ленинградской областях. Таким образом, этот сегмент для производителей бумажных мешков остается одним из наиболее перспективных и приоритетных.