Малые и важные

На Ямале началась вторая с советских времен волна освоения природных богатств Севера, и вопрос о сохранении традиционного уклада жизни его коренных народов встает особенно остро. Практика государственной поддержки коренных народов региона считается самой передовой в России: здесь действует более сорока законов и мер социальной поддержки, обеспечивающих устойчивое развитие коренного населения.

Ирина Шкарникова

Родные края

На российском Севере проживает 26 коренных малочисленных народов (КМНС): ненцы, ханты, манси, селькупы, энцы и другие. Пятнадцать лет назад их оставалось здесь всего лишь 20 тыс. человек. Сегодня на Ямале насчитывается более 40 тыс. представителей коренных национальностей — это 20% от общего количества КМНС России. Более половины из них ведет кочевой образ жизни, традиционный для жителей тундры.

Ненцы, представители самодийской группы уральской языковой семьи, считаются титульной народностью — их 22 тыс. Основой их традиционного хозяйства является оленеводство, но сохраняются и другие виды деятельности — охота, рыболовство. Другая распространенная коренная народность, проживающая на Ямале,— ханты. Их численность — более 10 тыс. человек. Основу их хозяйства составляют охота и рыболовство. Ханты ведут полукочевой образ жизни, оставаясь на зиму в постоянных зимних поселениях. Живут в бревенчатых избах, которые они переняли у русского населения. Численность остального коренного населения Ямала составляет менее 2 тыс. человек. Они также занимаются оленеводством и ведут кочевой образ жизни.

Экономика тундры

Принято считать, что экономический эффект от деятельности коренных народов Севера невелик. Но это неверное мнение — традиционные занятия КМНС давно приносят стабильно высокий доход региону. Сегодня на Ямале выпасается почти 700-тысячное стадо северных оленей — это более половины общероссийского и 35% мирового поголовья. Олени — это уникальный возобновляемый биологический ресурс, способный обеспечить экономику экологически чистым сырьем для пищевой, легкой, фармацевтической промышленности. Оленеводческие хозяйства ЯНАО включены в общероссийский реестр племенных репродукторов, обеспечивающих нужды сельхозпроизводителей в продуктах оленеводства. Оленина ямальского производства уже известна во всем мире — ее поставляют на рынки Германии, Швеции, Финляндии. Сегодня Ямал — единственный российский экспортер оленины. Поэтому на традиционной сельскохозяйственной ярмарке "Зеленая неделя" в Берлине к ямальской продукции проявляют особый интерес.

Рыболовецкая деятельность коренных народов Ямала обеспечивает стабильность рыбного запаса страны. Регион является лидером по запасам сиговых. Общий рыбохозяйственный фонд ЯНАО составляет 33 вида пород рыб, 25 из которых — промысловые.

Конечно, сохранять конкурентоспособность в современных рыночных условиях коренным народам Ямала помогают окружные органы власти. Так, по словам директора департамента по делам коренных народов Севера правительства Ямало-Ненецкого округа Инны Сотруевой, глубокая переработка продуктов оленеводства производится в трех высокотехнологичных перерабатывающих комплексах, построенных по заказу правительства ЯНАО. Строится еще пять подобных комплексов. Чтобы обеспечить объемами работ и стабильным заработком ненецких оленеводов и рыболовов, проживающих в труднодоступных районах полуострова, прорабатывается новая логистическая схема доставки рыбы и оленины из этих мест. А в 2011 году с тюменской верфи по заказу правительства ЯНАО сошло рефрижераторное промыслово-перерабатывающее судно, способное плавать и по рекам, и по морям. На нем имеется оборудование шоковой заморозки с глянцеванием, которое в сутки обрабатывает до 10 т рыбы. Благодаря этому судну, названному в честь верховного божества ненцев "Нум", ежегодные объемы добычи рыбы возросли на 700 т. "Нум" — лишь первая ласточка транспортного рыболовецкого флота Ямала. Скоро на воду будет спущено еще два промыслово-перерабатывающих судна класса "река--море". А уже в ближайшем будущем планируется выпускать по одному такому судну в год.

Чтобы коренные народы Севера продолжали заниматься традиционной деятельностью, правительство ЯНАО оказывает их представителям и социальную поддержку. Так, в регионе действует система грантов для развития исконных видов хозяйствования. А тем, кто продолжает заниматься оленеводством и рыболовством, выплачивается компенсация.

Социальная ответственность

Почему же власти ЯНАО так заинтересованы в развитии традиционных промыслов КМНС? Проблема идентификации коренных народов Севера стоит в современном мире крайне остро. Только традиционные виды деятельности позволяют им сохранить свою этнокультуру. Для малых народов Севера олень дороже любых денег — он помогал далеким предкам современных тундровиков адаптироваться к суровым условиям Крайнего Севера. Тысячи лет олень дает ненцам, ханты, энцам, селькупам и многим другим народностям все — пищу, одежду, дом. Вся культура этих народов строится вокруг оленя. Поэтому вместе с исчезновением этого животного постепенно исчезнет и сам народ, растворится в других. Когда-то малые северные народы — кеты, долганы, юкагиры, нганасаны — имели многотысячные оленьи стада. Но в 60-е годы прошлого века, в связи с бурным промышленным освоением недр и внедрением новых форм хозяйствования на северных территориях, они перестали выпасать свои стада и кочевать. Сегодня уже исчезают носители родного языка, народных промыслов и традиций.

У ямальских жителей тундры не существует проблем с самоидентификацией — власти региона поддерживают традиционное хозяйство, культуру и обычаи местных народностей, в том числе кочевой образ жизни. На экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера из регионального бюджета ежегодно тратится более 3 млрд руб. Конечно, годы освоения Севера неизбежно повлияли на образ жизни ямальских тундровиков, например их дети учатся в основном в школах-интернатах вдали от дома. По окончании школы они поступают в вузы, становятся востребованными специалистами и часто уже не возвращаются в родные края. Однако есть и такие, которые становятся предпринимателями и продолжают дело отцов на новой экономической основе, например торгуют лучшими в мире ямальскими оленями, которые пополняют поголовье в других регионах России и мира. А сегодня в ЯНАО развивается программа кочевого образования, которая позволяет детям отрываться от дома ненадолго, а также получать практические знания о методах хозяйствования их предков.

Вообще, интерес к культуре и образу жизни коренных народов Севера в последнее время заметно возрос во всем мире. Например, в Салехарде ежегодно проходит международный фестиваль антропологического кино, на который съезжаются самые известные кинематографисты из всех стран мира. Специалисты уверены, что такое внимание к коренным жителям Севера объясняется тем, что они сохраняют свой традиционный уклад чуть ли не последними на планете, что при рыночной экономике без государственной поддержки невозможно. Вторая причина заключается в возросшем интересе общества к вопросам экологии и максимального сохранения естественной природной среды при внедрении в нее технологических процессов. Именно эти древние народы могут научить современного человека гармоничному взаимодействию с природой при освоении хрупких северных недр. А иначе, по мнению губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина, при равнодушном отношении человека ранимая северная земля быстро придет в упадок.

"При реализации всех масштабных проектов на Ямале, таких как строительство морского порта Сабетта, завода сжиженного газа "Ямал-СПГ", эксплуатация Бованенковского месторождения, строительство Северного широтного хода, мы учитываем ранимость северной биосистемы и то, что ямальская тундра — это родной дом коренных народов Севера",— говорит губернатор.

Поэтому по всем промышленным проектам проводятся общественные слушания с участием коренных жителей. Компании тоже должны понимать весь груз ответственности, который ложится на их плечи. Власть региона создает благоприятные условия для компаний, участвующих в реализации инвестиционных проектов, но взамен требует четкого исполнения правил экологической безопасности и введенных табу. Правильность выбранного направления подтверждает тот факт, что за последние десять лет численность коренного населения на Ямале увеличилась почти на 11%.

Подписи

Сегодня на Ямале проживает более 40 тыс. представителей коренных национальностей

Власти Ямала поддерживают традиционное хозяйство, культуру и обычаи местных народностей, в том числе кочевой образ жизни

Вся лента