Долги «Дубравы» переводят на личности
Экс-директорам застройщика коттеджного поселка грозит субсидиарная ответственность
Очередного экс-руководителя ООО «Самарагорстрой», возводившего скандальный коттеджный поселок «Дубрава», пытаются привлечь к субсидиарной ответственности. Если раньше такие попытки предпринимал арбитражный управляющий общества в отношении Владимира Зотова, возглавлявшего ООО в 2008 году, то теперь налоговая служба пытается привлечь к субсидиарной ответственности руководившего «Самарагорстроем» в 2010–2012 годах Александра Ушакова. Сумма требований фискального ведомства, по словам арбитражного управляющего, составляет почти 19 млн рублей. Правда, по его мнению, эти требования вряд ли будут удовлетворены.
Как стало известно „Ъ“, налоговая служба в рамках разбирательства по делу о банкротстве ООО «Самарагорстрой» пытается привлечь к субсидиарной ответственности экс-руководителя предприятия Александра Ушакова. С соответствующим ходатайством, по словам арбитражного управляющего ООО Дмитрия Коробкова, обратилась межрайонная инспекция ФНС № 18 по Самарской области, сумма требований — 18,8 млн рублей.
ООО «Самарагорстрой», ранее входящее в ИСК «Волга-Групп», находится в последней стадии банкротства — конкурсном производстве. В 2006 году эта компания начала строительство коттеджного поселка «Дубрава». Однако к 2009 году строительство «Дубравы» заморозилось, при этом из 1200 планируемых коттеджей было возведено лишь порядка 50. В этом же году в отношении ООО «Самарагорстрой» было начато дело о банкротстве и введено временное наблюдение. В январе 2011 года производство по делу о несостоятельности «дочки» «Волга-Групп» было прекращено в связи с заключением мирового соглашения. Общий долг перед кредиторами третьей очереди на тот момент составлял 147,2 млн рублей, из которых 77,8 млн руб. «Самарагорстрой» задолжал ООО «Строительный трест XXI». В августе того же года мировое соглашение было расторгнуто, и фирма вернулась в процедуру банкротства. В июне 2012 года компания перешла в стадию конкурсного производства. Как сообщал Дмитрий Коробков, по реестру кредиторов с денежными требованиями общая сумма долга «Самарагорстроя» составляет 212 млн рублей, по жилым помещениям — еще около 355 млн рублей. Имеются, по словам управляющего, и кредиторы, не включенные в реестр — долг перед ними — чуть больше 5 млн рублей. Среди кредиторов ООО «Самарагорстрой» участники долевого строительства, налоговая служба, министерство строительства Самарской области.
В 2010 году ГСУ при ГУВД Самарской области возбудило уголовное дело в отношении руководства ООО «Самарагорстрой» по факту хищения средств дольщиков «Дубравы» на сумму свыше 349 млн рублей. Тогда же, в 2010 году, администрация Волжского района, на территории которого находится поселок, расторгла договор аренды с ООО. В январе текущего года появилась официальная информация о том, что КП «Дубрава» достроит ООО «Солнечная долина», гендиректором и учредителем которой является Дмитрий Жильцов. Он же является директором ООО СК «Новый город», которое достраивает ЖК «Альбатрос» и ЖК «Монблан» (также изначально возводились дочерними компаниями ИСК «Волга-Групп». — „Ъ“).
Стоит также отметить, что данная попытка привлечения к субсидиарной ответственности одного из руководителей ООО «Самарагорстрой» не первая. Так, в сентябре 2013 года Дмитрий Коробков пытался привлечь к субсидиарной ответственности в размере 13,8 млн рублей бывшего руководителя компании Владимира Зотова. Тогда господин Коробков пояснял „Ъ“, что с мая 2008 года по декабрь 2009 года «Самарагорстрой» не выполнял обязательства перед своими партнерами, расторгал договоры с контрагентами. Исходя из этого, по мнению управляющего, можно сделать вывод о появлении у компании признаков неплатежеспособности. «По истечении месяца с момента появления этих признаков директор должен был обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании компании банкротом, но он этого не сделал», — пояснял Дмитрий Коробков. Однако в удовлетворении требований конкурсного управляющего арбитражный суд отказал.
Вчера получить комментарий в управлении ФНС по Самарской области не удалось. Тем временем господин Коробков рассказал „Ъ“, что Александр Ушаков являлся директором ООО «Самарагорстрой» с начала 2010 года по конец апреля 2012 года. «Как поясняет налоговая служба, в соответствии со ст. 10 ФЗ РФ «О несостоятельности», экс-руководитель может быть привлечен к субсидиарной ответственности, если он не обратился в суд с заявлением о признании должника банкротом при наступлении определенных оснований, в частности, наличия признаков неплатежеспособности организации», — сообщил господин Коробков, добавив, что непогашение имеющейся задолженности организацией в течение определенного времени обязывает руководителя подать заявление на банкротство. По сути, налоговая служба пытается взыскать просроченную задолженность предприятия по налоговым платежам, уточнил Дмитрий Коробков. Правда, по мнению господина Коробкова, перспективы удовлетворения требований налоговой службы не велики. «Ведомство указывает на то, что признаки неплатежеспособности возникли у ООО еще в ноябре 2008 года, и, заняв должность руководителя, Александр Ушаков должен был обратиться с заявлением о банкротстве компании. Но они, видимо, не учитывают, что в это время в «Самарагорстрое» уже была введена процедура наблюдения — ведь первое банкротное дело было введено еще в 2009 году», — рассуждает Дмитрий Коробков.
Спорными перспективы по привлечению господина Ушакова к субсидиарной ответственности считает и партнер юридической фирмы RBL Александр Левенкова. Во‑первых, она отмечает, что к ответственности должно привлекаться надлежащее лицо, а именно тот руководитель, при котором появились признаки несостоятельности у компании. Во‑вторых, госпожа Левенкова поясняет, что, в принципе, наличие дела о банкротстве не освобождает от ответственности руководителя в том случае, если инициатором его был не он.