"Ограниченное партнерство: российско-американские отношения в XXI веке"
"Власть" публикует главы из новой книги Анджелы Стент.
Выстраивание конструктивного и продуктивного диалога с Россией остается постоянной проблемой Вашингтона. За периодами диалога, прогресса и оптимизма следуют периоды напряженности, противостояния, взаимной критики и пессимизма. И Билл Клинтон, и Джордж Буш-младший начинали президентские сроки с огромных надежд на улучшение отношений с Россией. Однако всякий раз им приходилось в конце своего президентства признавать, что эти отношения серьезно ухудшились. Перезагрузка Обамы закончилась к концу его первого срока. Более того, повторяющиеся циклы оптимистических ожиданий в Вашингтоне зеркально отражались и в Москве. Как заметил близкий советник президентов Бориса Ельцина и Владимира Путина, "каждый российский президент начинал свой срок в надежде на отношения, но заканчивал срок уже с разочарованием" в связи с игнорированием США интересов России.
На самом деле американо-российские отношения со времени падения Советского Союза прошли не через одну, а через четыре перезагрузки. Первая, пусть краткая и частичная, случилась во время последнего года президентства Джорджа Буша-старшего, когда возрождалась посткоммунистическая Россия. Второй перезагрузкой был более амбициозный проект президента Билла Клинтона по перемоделированию отношений в 1990-х. Третьей была инициатива Владимира Путина, когда он первым из иностранных лидеров позвонил Джорджу Бушу-младшему после событий 11 сентября в ожидании, что Россия станет полноправным партнером Соединенных Штатов. Четвертая перезагрузка была инициирована Обамой, когда он пообещал возобновить и улучшить отношения с Россией после российско-грузинской войны 2008 года. Россия полагает, что США отвергли ее инициативы после 11 сентября во время президентства Буша-младшего, и рассматривает обамовскую перезагрузку как необходимую коррекцию американского курса, а не как некий совместный проект.
Россия лишь частично смирилась с потерей бывших советских республик и продолжает считать, что она вправе рассчитывать на особые отношения с этими странами. США, напротив, настаивают, что теперь это независимые государства и что у них есть полное право самим выбирать свой геополитический курс. Публично никогда не признавалось, что Россия обладает какими-либо особыми правами на постсоветском пространстве, США отрицают правомерность концепции сфер влияния в этом регионе.
Постоянным мотивом в американо-российских отношениях является асимметричность в том, какие ставки делает та или иная сторона при выстраивании двусторонних отношений. После распада Советского Союза Россия в целом представляет для США приоритет второго порядка, но при этом очень важно добиваться сотрудничества с Россией по таким первоочередным направлениям, как нераспространение, Афганистан, Иран, политические потрясения в арабском мире. Россия, хоть и опосредованно, важна для США в том, что касается более широких целей международной политики Вашингтона. Но это не является темой для внутренней политики США, за исключением малой части членов Конгресса, эмигрантов и экспертов по России. В свою очередь, отношения с США, по крайней мере до последнего времени, являлись важнейшим приоритетом для Москвы и рассматривались как ключевой элемент для возвращения России к статусу великой державы.
И Соединенным Штатам, и России необходимо переосмыслить то, что они думают друг о друге, и создать подходы, которые отражали бы реалии мира XXI века, мира куда более сложного, с новыми глобальными центрами силы. До тех пор пока Вашингтон не оставит холодную войну в прошлом, единственное, что может дать любая перезагрузка независимо от того, где она инициируется, в Кремле или в Белом доме,— это чуть более эффективно управлять крайне проблемными отношениями.
Наиболее продуктивный путь для Соединенных Штатов в отношениях с Россией — признать, что это отношения с крупной, все еще важной страной с гибридной политической системой, которая испытывает серьезные внутренние проблемы. Взгляд России на мир серьезно отличается от американского, и это положение сохранится в обозримом будущем. Вашингтон должен проявлять сдержанность в том, что касается публичных комментариев по поводу происходящего в России — как негативных, так и позитивных. Он должен фокусировать внимание на тех конкретных областях, в которых две страны могут и должны работать вместе. Если Соединенные Штаты смогут уйти от матрицы последних двух десятилетий, когда циклы оптимистических ожиданий сменялись периодами разочарований, тогда Вашингтон и Москва смогут избежать необходимости будущих перезагрузок отношений.