"Санкции носят достаточно ограниченный и символический характер"

Россия жестко ответит на расширение американских санкций. Об этом заявил официальный представитель МИД Александр Лукашевич. По его словам, Москва разочарована действиями США. Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко и руководитель Центра политических исследований института экономики РАН Борис Шмелев ответили на вопросы ведущего Андрея Норкина.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

"В Вашингтоне не должны питать иллюзий: эффективность санкций с точки зрения американских интересов — нулевая. А вот вред российско-американским отношениям эти безответственные действия нанесут неизбежно", — отметил Лукашевич. О том, что Москва не оставит санкции Запада без реакции, заявил также пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

— Евгений Николаевич, почему Владимир Путин призвал как бы такую паузу взять, как вы думаете?

Е.М.: Я думаю, что у нас на самом деле такого серьезного ответа именно в экономической сфере на санкции со стороны США нет. У нас немногие западные чиновники хранят деньги в российских банках.

— Скорее всего, никто не хранит, если уж честными быть.

Е.М.: Да, и вряд ли кто-то ездит отдыхать на курортах Краснодарского края. Поэтому, в общем, особого смысла нет. Понятно, что мы можем по каким-то гуманитарным вопросам с ними не сотрудничать, но мне кажется, что это тоже большого ущерба им не нанесет.

— Борис Александрович, а вы что думаете?

Б.Ш.: Я думаю, что те санкции, о которых объявил американский президент господин Обама, в общем носят достаточно ограниченный и, я бы даже сказал, символический характер. Пока что никаких всеобъемлющих санкций мы не видим. Мне кажется, что в этих условиях позиция России разумна, и сдержанность как раз уместна. То есть мы посылаем фактически американцам сигнал, да и Западу в целом, что мы открыты к сотрудничеству. Ситуация такая, какая она есть, нужно ее принять и с ней смириться. Дальнейшее нагнетание напряженности во взаимоотношениях между двумя странами ничего хорошего никому не даст. Это мы посылаем, на мой взгляд, такой позитивный сигнал о готовности к сотрудничеству.

— Вы думаете, что американские и европейские партнеры как-то откликнутся на такой сигнал?

Б.Ш.: Я не знаю, откликнутся они или не откликнутся, мы посмотрим на дальнейшее развитие ситуации, но просто здесь Россия предпринимает определенные усилия для того, чтобы несколько разрядить обстановку и не вносить свой вклад в рост напряженности во взаимоотношениях.

— Евгений Николаевич, а вы как думаете?

Е.М.: Пока те действия, которые сделаны, — прекращение, с нашей стороны, сотрудничества в антинаркотической сфере, запрет доступа американцам к Госфильмофонду — не очень сильные. Еще раз, я не думаю, что там какая-то особая добрая воля с нашей стороны, а действительно болезненность санкций, которые мы могли бы ввести, меньше, чем та, которая может быть со стороны американцев.

Вся лента