Нефть — «Транснефти», деньги — «Сумме»

Акционеры НМТП делят порт

Продолжающийся в течение последнего года конфликт между акционерами Новороссийского морского торгового порта (НМТП) — «Транснефтью» и группой «Сумма» — может быть решен уже в ближайшее время. Как стало известно „Ъ“, активы НМТП должны быть разделены на насыпные («Сумма») и наливные («Транснефть»), которые последняя, скорее всего, выведет за периметр компании. Но стороны по-прежнему не сошлись в размере компенсации, которые монополия выплатит «Сумме».

Активы НМТП будут разделены на насыпные и наливные.

Фото: Василий Дерюгин, Коммерсантъ

«Транснефть» предложила правительству несколько вариантов своего дальнейшего участия в НМТП, в том числе «сокращения доли или выхода», заявил глава монополии Николай Токарев. Он сказал, что допускает, что именно эта схема будет выбрана как наиболее оптимальная при разрешении акционерного конфликта в НМТП между «Транснефтью» и «Суммой» Зиявудина Магомедова. По его словам, в случае принятия правительством положительного решения процедура может занять несколько месяцев. В правительстве „Ъ“ сообщили, что пока предложения не видели и комментировать не готовы.

Акционерами НМТП являются Novoport Holding Ltd — СП «Транснефти» и группы «Сумма» (50,1%),— Росимущество (20%), структуры РЖД (5,3%) и дочерняя компания «Транснефти» — ЗАО «Транснефть-Сервис» (10,5%). Оставшиеся акции торгуются на Лондонской бирже.

В НМТП, «Транснефти» и «Сумме» от комментариев отказались. По словам источника „Ъ“, близкого к порту, возможное решение соответствует схеме, которую ранее уже обнародовали акционеры: «Транснефть» получит контроль над наливными активами, а «Сумма» — над насыпными мощностями, причем последней будет выплачена некая компенсация.

Другой источник „Ъ“, знакомый с ситуацией, говорит, что речь идет о выводе активов «Транснефти» за периметр СП с «Суммой». «Сейчас мы находимся в финальной стадии переговоров, загвоздка в размере выплаты»,— добавил собеседник „Ъ“, близкий к НМТП. Он также отметил, что окончательный раздел должен произойти в течение двух недель. Но, по словам другого источника „Ъ“, близкого к одному из акционеров НМТП, урегулированию мешает отсутствие решения о том, кто будет контролировать Новороссийский судоремонтный завод.

Конфликт между «Транснефтью» и «Суммой» продолжается с февраля 2013 года. Тогда он начался с претензий монополии по поводу «игнорирования» ее интересов в управлении НМТП. После этого в совет директоров ввели представителей «Транснефти», но разногласия сторон не прекратились. Так, монополию не устраивал объем инвестиций на нефтеперевалочный комплекс «Шесхарис». Осенью стало известно о том, что «Транснефть» купила еще 10,5% акций порта с рынка, после чего акционеры активизировали переговоры о разделе. Кроме того, в планах правительства была приватизация госпакета в НМТП еще в 2013 году, но ее отложили. Претендентами на него назывались «Роснефть», группа «Дело» Сергея Шишкарева, арабский фонд Invest AD, United Capital Partners и РФПИ, а также фонд Macquarie Renaissance.

Надежда Малышева из Portnews называет вариант раздела НМТП с выплатой компенсации «Сумме» логичным в силу специфики бизнеса акционеров порта. Возможный размер компенсации, считает эксперт, сейчас оценить сложно. Но, по мнению госпожи Малышевой, «Транснефть» окажется в большем выигрыше: возможности для развития нефтеналивных мощностей в рамках портов, и в частности в Новороссийске, выше, чем у насыпных, поскольку здесь ограничены территория и пропускная способность железной дороги.

Анна Солодовникова, Юлия Галлямова

Вся лента