5 апрельских выставок Московской фотобиеннале

Выбор Татьяны Маркиной

Диана Арбус. "Портфолио"

"Однояйцевые близнецы". Диана Арбус, около 1967 года

Фото: Предоставлено фотомузеем WestLicht, Вена

Впервые в России на выставке знаменитое "Портфолио" Дианы Арбус — десять фотографий, отобранных ею самою за год до смерти. По-видимому, Арбус предчувствовала скорую смерть — от болезни или, как и вышло, от собственной руки. Перебрала тысячи негативов, сделанные за десять лет, с 1960-го до 1970-й,— предыдущие годы, когда вместе с мужем Диана работала фотографом моды, можно отбросить. Она нашла свой способ снимать — или, вернее, способ видеть,— поэтому "Портфолио" неизбежно воспринимается квинтэссенцией ее наследия. Квадратные фото фокусируют внимание зрителя на персонажах — иногда фриках или трансвеститах, людях, оказавшихся в каком-то отношении вне рамок "нормы". Но самого поразительного эффекта Диана Арбус достигала, когда в объективе оказывался не юноша в бигуди или "великан со своими родителями дома в Бронксе", а обычные люди, неуловимые странности которых камера фотографа увеличивала как лупа. "Девочки-близнецы" с чуть разным выражением лиц. Или "Молодая бруклинская семья на воскресной прогулке", где женщина одета и накрашена как на вечеринке, а парень в рабочей куртке. Или рождественская елка, вся в мишуре, в полупустой унылой комнате. Сюрреалистические, неправильные, "ненормальные". Отмену границ между нормой и патологией, отмену категорий исключительности и обычности Диана Арбус и считала самым главным — чтобы убедится в этом, достаточно взглянуть на десять работ из "Портфолио".

Мультимедиа Арт Музей, с 27 марта по 26 апреля


Андре Кертес: двойник жизни

"Танцовщица бурлеска". Андре Кертес, 1926 год

Фото: Ministere de la Culture et de la Communication / Mediatheque de l’architecture et du patrimoine / Di

В составе этой большой монографической выставки — почти две сотни фотографий, относящихся ко всем периодам жизни фотографа. Первые снимки, сделанные в Венгрии и во время службы в армии; парижский период, авангард и дадаизм, бурная дружба с художниками, и нью-йоркский — период одиночества. Начиная с самой первой фотографии, снимка "Спящий юноша" 1912 года, который "сном разума" и динамикой фона предвещает сюрреализм, и до поздних фото американского периода, рифмующихся с картинами то Пита Мондриана, то Рене Магритта, его работы объединены насыщенными эмоциями автора, это настоящая "лирическая фотография". С точки зрения стиля и приемов эти работы могли быть сделаны как минимум тремя разными фотографами: репортером, эстетом, портретистом-психологом. В целом Андре Кертес любил эффекты света — блики, тени, искажения. Любил дадаистские провокации — делал портрет вилки и очков. Снял серию "О чтении" — десятки снимков читающих людей, знаменитостей и неведомых прохожих. Оказавшись не у дел в Нью-Йорке — бесконечно фотографировал из окна гладкие поверхности небоскребов и нагромождения крыш. И любой из этих снимков легче всего описать собственными словами Кертеса, родившегося в Венгрии, расцветшего в Париже и скучавшего в Нью-Йорке: "Делаю то, что чувствую" и "Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть".

ЦВЗ "Манеж", с 2 апреля по 9 мая


Жак-Анри Лартиг. "Биби"

"По направлению к Бордо". Жак-Анри Лартиг, 1924 год

Фото: Ministere de la Culture-France/AAJHL

Снимки Лартига по странной игре случая были замечены публикой лишь спустя десятилетия лет после того, как были сделаны — в 1960-х и 1970-х, когда мир вдруг вспомнил о Франции между двумя войнами, о ее красивых женщинах, ее трансатлантических лайнерах и гоночных автомобилях, об интерьерах ар деко. На выставке представлены работы Жак-Анри Лартига, относящиеся к двадцатым годам. В то время жизнь фотографа определяется его союзом с Мадлен Мессаже по прозвищу Биби. И на всех этих панорамных снимках, где запечатлены спортивные мероприятия, первые шаги автомобильной и авиационной промышленности и элегантные дамы, прогуливающиеся по авеню дю Буа де Булонь, можно обнаружить ее — жизнерадостную, энергичную, полную противоположность нервному и рефлексирующему Лартигу. В 1930-м году Биби оставила Лартига, положив конец самому блестящему этапу его творчества.

Мультимедиа Арт Музей, с 29 апреля по 1 июня


Александр Лапин

"Двор". Александр Лапин, 1980 год

Фото: Собрание МАММ/Фонд Ю. Рыбчинского и Э. Гладкова

Трудно сказать, в каком качестве москвич Александр Лапин известен больше — как фотограф и теоретик фотографии или как педагог. Он был всем сразу, обладая поразительной чуткостью, интеллигентностью во всем — в быту, в отношениях со студентами и их работами и собственно реальностью, которую снимал.

В середине 1980-х Александр Лапин организовал Студию художественной фотографии при Доме культуры МГУ, в 1986 году провел Первую московскую молодежную выставку, в 1987-м был уволен из студии за проведение первой выставки Игоря Мухина.

Видимо, сразу после этого он и устроился ненадолго в Музей "Кусково", где начинала карьеру автор этих строк,— "фотофиксировать" экспонаты. Иногда он делал крохотные фотооткрытки и дарил их.

Наверное, скромность объектов, минимализм средств и точность взгляда уже не были для 1980-х и 1990-х открытием. Как говорил сам Александр Лапин, тут "сложен сам объект обсуждения — отличия хорошей фотографии от очень хорошей, а очень хорошей — от уникального произведения". Наверное, так, но в исполнении Александра Лапина каждая облезлая стена, каждый освещенный солнцем двор, каждая выхваченная из советского макабра сценка кажутся совершенством.

ЦВЗ "Манеж",со 2 апреля по 9 мая


Владимир Лагранж

"Коммуналка на Тверском бульваре". Владимир Лагранж, 1969 год

Фото: Собрание МАММ

Потомственный фотокорреспондент, классик советской фотографии, фотохроникер оттепели — так чаще всего называют Владимира Лагранжа. Он работал в Фотохронике ТАСС, четверть века (1963-1989) был корреспондентом журнала "Советский Союз", был одним из тех, кто участвовал в создании книги "Один день из жизни Советского Союза", изданной в США. В 2008 году фотограф выпустил фотоальбом "Так мы жили" и нередко проводит в Москве выставки, которые неизменно пользуются не только ностальгическим интересом тех, кто постарше, но и вниманием нового поколения, которому "Праздник пионерии", "Коммуналка на Тверском бульваре" или "Победа коммунизма неизбежна! (В цехе моторного завода)" кажутся, скорее всего, равно экзотичными и равно привлекательными, так как сделаны мастерски и окрашены свежим чувством и энтузиазмом фотографа.

ЦВЗ "Манеж", со 2 апреля по 9 мая

Вся лента