Два по тридцать
Борис Барабанов о юбилеях «Алисы» и «Наутилуса Помпилиуса» в YouTube
В 2013 году группа "Алиса" отправилась в турне в честь своего 30-летия. К ноябрьским концертам в Москве и Санкт-Петербурге должен был выйти фильм старого друга группы Олега Флянгольца "Алиса ХХХ". В декабре фильм появился на YouTube, а лидер группы Константин Кинчев дал резкий комментарий: "В качестве DVD, я думаю, вряд ли он вообще появится. Оказывается, для того, чтобы выпустить DVD, нужно регистрировать этот DVD в Минкульте, еще где-то... Это такая рутинная работа. Этот закон, кстати, приняли совсем недавно. То есть мы, снимая собственный фильм о себе, не имеем права без Минкульта, где будут утверждать... То есть это называется литовка. Как это было при советской власти — мы к этому вернулись: цензура в чистом виде. Мы должны пройти вот этот цензурный этап для того, чтобы мы могли это продавать. Я думаю, мы просто всем "алисоманам" сделаем подарок и выпустим его на YouTube в хорошем качестве. Где каждый сможет его качнуть. И все".
Сложно сказать, в чем именно могли бы состоять цензурные претензии к фильму. Шаг правильный прежде всего потому, что бюрократические процедуры отнимают время, а так — фильм уже доступен поклонникам, у большинства из которых в наше время есть быстрый интернет. По форме "Алиса ХХХ" — традиционное рок-кино. Лидер группы в туровом автобусе, лидер группы в поезде, крупные планы верных соратников, старые редкие фото, подробный пересказ биографии за кадром.
Мат, к которому по нынешним временам легко придраться, звучит, кажется, один раз за весь фильм — когда окровавленный ростовский поклонник "Алисы" приходит в себя в гримерке Константина Кинчева, получив по лицу от местной охраны.
По большому счету, если кто и мог обидеться на Константина Кинчева, то это журналисты. "Они для нас никто",— говорит музыкант — и имеет на то право, ибо натерпелся от акул пера еще в советские годы по полной программе. И тогда же заработал такую степень доверия поклонников, что мог не переживать по поводу контакта с ними задолго до появления интернета.
Оба живы, оба в строю. И это главные новости
Фильм "Наутилус Помпилиус. 30 лет под водой" появился в Сети в начале марта. Это полуторачасовое видео будет интересно прежде всего тем, кто видел эту программу в Москве,— в качестве бонуса. Точнее, как выясняется, программа была совсем другая. В петербургском БКЗ "Октябрьский" были "Ю-Питер", "Лицедеи", а также участники групп "Торба-на-Круче", "Полюса", "Мумий Тролль", Zorge, Юлия Худякова, Настя Полева и Александр Пантыкин. Состав участников почти не пересекался с лайнапом московского концерта, который прошел в Crocus City Hall. Там были Вадим Самойлов, Андрей Макаревич, Дмитрий Ревякин и несколько аутентичных ветеранов "Нау". Всего же было три концерта — в Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге. То есть было бы логично ожидать полуторачасового фильма о каждом концерте, с философскими комментариями лидера давно почившей группы и со всеми закулисными подробностями. Например, в Москве был фантастический джем в баре "Крокуса", который транслировался в зрительном зале на экранах.
Вячеслав Бутусов не смог удержаться от того, чтобы украсить стандартную рок-документалистику визионерскими узорами. Внешне же он почти не меняется. Морщины на лице Константина Кинчева с годами все глубже, но в роли рассказчика он прям и спокоен. Оба живы, оба в строю. И это главные новости.