«Мечел» сходит с железной дороги
ОАО РЖД может выкупить пути к Эльге
Как стало известно „Ъ“, в правительстве обсуждается вариант продажи «Мечелом» ОАО РЖД железнодорожной ветки Улак—Эльга к Эльгинскому угольному месторождению за 50-70 млрд руб. Это могло бы помочь «Мечелу» погасить часть чистого долга, достигающего $9 млрд. Но у ОАО РЖД нет на это денег, а госбанки пока не готовы кредитовать сделку. Однако в правительстве обещают «не бросать в беде» «Мечел» и предоставить ему госгарантии на рефинансирование части долга.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов в пятницу провел совещание по ситуации в «Мечеле», рассказали источники „Ъ“, близкие к участникам совещания. В секретариате господина Шувалова подтвердили факт совещания, уточнив, что оно касалось развития эльгинского угольного проекта «Мечела» и его финансовых аспектов, но детали обсуждать отказались.
Источники „Ъ“ говорят, что проект обсуждался в привязке к долгам компании (чистый долг на февраль — $9 млрд). По их словам, основному владельцу Игорю Зюзину рекомендовали активней искать соинвесторов для Эльги. В этом году «Мечел» планирует продать активы на $1 млрд, ставка делается на миноритарный пакет в ООО «Эльгауголь» (владелец лицензии на месторождение с запасами 2,2 млрд тонн угля). Сейчас 49% долей «Эльгаугля» заложено по кредиту ВЭБа на $2,5 млрд (выдан 14 марта). Сам «Мечел» вложил в проект $2,4 млрд, большая часть пошла на железную дорогу от БАМа Улак—Эльга (321 км).
Но, как выяснил „Ъ“, на совещании рассматривался и вариант продажи «Мечелом» ветки Улак—Эльга ОАО РЖД, она оценена в 50-70 млрд руб. Предполагается, что кредит на покупку даст один из госбанков или ВЭБ.
Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил „Ъ“, что ОАО РЖД как эксплуатант — «абсолютно правильный покупатель на железную дорогу», но этих расходов нет в его инвестпрограмме. В таком случае государство должно докапитализировать монополию, говорит господин Мантуров, но сегодня никто в правительстве не может дать таких обещаний.
Однако, по его словам, «для „Мечела“ и Минпромторга это было бы идеальным решением». Сейчас в правительстве будут искать «альтернативные решения, может быть, с участием РФПИ, который вместе с иностранными инвесторами мог бы войти в капитал Эльги», говорит Денис Мантуров. Он также подтвердил „Ъ“, что на совещании «у представителей государства сложилась консолидированная позиция — помочь „Мечелу“, если изначально пообещали не бросить в беде». По его словам, по-прежнему есть вариант выдачи госгарантий, «Минфин эту идею поддержал».
Собеседник „Ъ“, знакомый с ситуацией, говорит, что маркетинг Эльги может начаться в апреле, переговоры с инвесторами займут шесть-девять месяцев. Долей в проекте интересовались южнокорейские Posco, STX и китайская Baosteel. Сергей Донской из Societe Generale говорит, что продажа железной дороги ОАО РЖД — «неплохая идея», ведь пока месторождение не выйдет на близкие к проектным объемы добычи, расходы на ее эксплуатацию для «Мечела» могут быть выше, чем в случае, если бы она эксплуатировалась ОАО РЖД. Но по этой же причине сейчас может быть не готова приобретать ветку и сама монополия. При этом господин Донской полагает, что потенциальные покупатели вряд ли согласятся с оценкой проекта по сумме затрат при низких ценах на уголь ($110 за тонну коксующегося угля против свыше $250 в 2011 году).