"Жизнь проходит в ожидании российского инвестора"
Светлана Сухова беседует с членом генсовета «Деловой России» Сергеем Габестро и новым бизнес-омбудсменом Крыма Алексеем Гринцевичем
Крымский бизнес меняет прописку и пытается разобраться в хитросплетениях отечественных норм и правил
Крымский бизнес начинает знакомиться с российскими законами, налогами и таможенными правилами. Что заставляет иного предпринимателя с полуострова вздохнуть: "А не слишком ли быстро мы бежим?" Разбираться в казуистике российских законов и инструкций крымчанам помогают члены "Деловой России". В конце минувшей недели один из ее руководителей, Андрей Назаров, подписал даже специальное соглашение с властями Крыма. При этом объем предстоящих свершений российским и крымским бизнесменам видится по-разному. Своими мыслями и впечатлениями с "Огоньком" поделились участники переговоров — член генсовета "Деловой России" Сергей Габестро и новый бизнес-омбудсмен Крыма Алексей Гринцевич
— "Деловая Россия" зачастила в Крым... У местного бизнеса нет опасений, что "понаедут" русские и все скупят?
Сергей Габестро: "Деловая Россия" и не готовилась к поездке: сорвались и приехали. И несмотря на всю внезапность визита, нас ждали все — сработало "сарафанное радио" — от мелкооптовых торговцев до миллионеров. Крымчанам явно не с кем обсудить возникающие риски: сунулись было к властям, да те так перегружены... А экспансию российского бизнеса в Крыму только и ждут. Там опасаются, что никто не приедет и ничего не купит.
Алексей Гринцевич: В Крыму российский бизнес был всегда, как и украинский. Только сегодня все перевернулось, как в песочных часах: раньше россияне были нерезидентами, а законы — украинскими, теперь наоборот. Нам было не по себе, когда россияне стали покидать Крым в период насильственной украинизации, мы ждали, когда они вернутся. Так жизнь и проходит — в ожидании российского инвестора.
— Крымский бизнес осознал, какие перемены его ждут?
С.Г.: В общих чертах. Согласитесь: одно дело — слушать, другое — примерять на себя. Крымские бизнесмены не знают, например, как по российскому законодательству растаможить товар. На встречах спрашивали: как заполнить таможенную декларацию? Какова величина пошлины? С одной стороны, слышать, что российские налоги меньше украинских, с другой — их платить! Мы проводим сравнительный анализ, создаем методичку по налогам для них и вручим на следующей встрече. Разница в налогах невелика, но она есть. Мы советуем крымским коллегам настаивать на создании свободной экономической зоны (СЭЗ). Другой уровень налогообложения! Первые шесть лет вообще не придется платить налог на прибыль. Пока же есть договоренность, что все налоги, уплаченные в бюджет Крыма, остаются на полуострове. Но я знаю десятки случаев, когда бизнесмены не хотят платить, аргументируя тем, что не уверены, что деньги остаются в Крыму.
А.Г.: Возникла масса технических вопросов, о которых раньше и не задумывались: о порядке перехода на новую финансовую систему, создании баз по налогообложению, перерегистрации предприятий и собственности. Что будет с поставками нефтепродуктов? Как они будут проходить? Через какие терминалы распределяться? Непонятны трафики движения и других товаров, масса вопросов о СЭЗ... С налогами, наверное, яснее всего, хотя и тут есть над чем призадуматься. Например, величина валового оборота по российскому законодательству выше, чем по украинскому. Наверное, крымчанам была бы выгодна система упрощенного налогообложения, но СЭЗ еще лучше. Мы — сознательный народ и налоги платим. В последний месяц, правда, исключительно местные: счета в казначействе для оплаты остальных видов налогов открыли буквально на днях.
— Связь с Украиной оборвана?
С.Г.: Украинские операторы связи по-прежнему работают, да и для российских Крым — заграница. Пора бы уже вторым поменять роуминг с международного на национальный, а то как-то не политкорректно. А еще лучше сделать так, чтобы крымчане могли бы переходить к российским операторам со своими украинскими номерами. Торговлю Киев не закрыл — граница проницаема. Легально завезти товар невозможно: российская таможня еще не заработала, украинская уже не работает. Но товар есть и в магазинах, и на ярмарках. "Как-то завезли",— стандартный ответ на нескромный вопрос. Проблему лучше всего, на мой взгляд, решило бы создание СЭЗ — обошлись бы вовсе без таможни и пошлин. Российскую бюрократию Крым не потянет, будет коллапс экономики. Мы в "Деловой России" прикидывали последствия, если обязать крымчан оформлять хотя бы паспорт сделки... Ничего хорошего — там же 98 процентов предпринимателей — это малый и средний бизнес.
А.Г.: Скажу так: есть некое непонимание происходящих процессов со стороны украинской таможни. Но народ ездит! Перелет из Москвы в Симферополь удлинился на 45-50 минут: Украина не дает воздушный коридор. Все остальное практически без изменений. Мы не встречали препятствий для поставок, например, продовольствия: его везут и из России, и из Украины.
— Что сегодня больше всего волнует крымских бизнесменов?
С.Г.: Вопросы лицензирования. Рынок алкоголя для Крыма — особая статья. Тут вопросов больше, чем ответов. Проблема настолько сложная, что, возможно, стоило бы ввести какие-то процедуры на переходный период, а может, разрешить работать без лицензии или хотя бы упростить процедуру.
А.Г.: Есть существенное расхождение в законодательствах о земле: в России невозможно получить землю в собственность в черте города иначе, как через аукцион, на Украине таких ограничений нет. Как будут перерегистрировать права на землю физлиц? Неясно. Более того, есть группа граждан, кто получил от Киева положительное решение на оформление земли в собственность, подготовил проект земельного участка, ждал окончательного решения. И как теперь? Сейчас сделки с землей не оформляются. Должна быть запущена система регистрации прав собственности.
— Недвижимость в Крыму уже поднялась в цене?
С.Г.: Ничуть не бывало! Рынок разморозили, он пришел в движение, но цены на нем держат — ждут покупателей.
А.Г.: Цены на этом рынке сложились с помощью самих россиян, скупивших примерно 60 процентов из того, что было в Крыму. Поднимать не имеет смысла...
— Какой валютой в Крыму расплачиваются сейчас?
С.Г.: Гривной. В Крыму еще нет условий, чтобы вести оплату в рублях. Вроде как с минувшего понедельника должны были завезти рублевые пенсии и зарплаты, но я почему-то уверен, что крымчане, получив их, тут же поменяют по фиксированному курсу на гривны. Владельцы маленьких магазинчиков, коих на полуострове великое множество, вынуждены будут пересчитать все ценники, прикидывая, куда девать полученные рубли. То есть им придется открывать рублевый счет в банке, а его почти ни у кого нет... Вообще же Крыму сказали главное — резкого перехода на рубль не будет, и все выдохнули.
А.Г.: Гривна будет ходить до конца этого года. От нее постараются избавиться как можно быстрее, без ущерба для населения и экономики. Мелкому и среднему бизнесу при переходе на рубли предстоят траты — на закупку кассовых аппаратов, которые бы считали в обеих валютах. Минфин и ФНС России помогают с этим разобраться. А пересчитать ценники — дело 10 минут.
— Какие банки обслуживают крымчан?
С.Г.: Украинские. Идет разговор о серьезной экспансии российских банков, но пока их в Крыму нет: даже ВТБ и Сбербанк — филиалы российских банков, работающие по выданной Нацбанком Украины лицензии.
А.Г.: Российские банки еще только должны прийти. Заминка, как мне объяснили, связана с тем, что им надо получить лицензию в ЦБ. Тем же, кто уже работает в Крыму — филиалам Сбербанка, ВТБ и Банка Москвы,— следует перерегистрироваться.
— Какие еще бизнес-страхи волнуют деловых людей?
А.Г.: Крымские страховые компании рискуют потерять бизнес. Для них требуемые по российским законам объемы уставных капиталов могут оказаться неподъемными. Для виноделов и торговцев алкоголем важно другое — войти на российский рынок: дело не в акцизах, а в информационной поддержке. Ну и, конечно, Крым всегда мечтает о туристах, но для возвращения полуострову статуса туристической мекки потребуется осуществить ряд инфраструктурных проектов.
С.Г.: Инфраструктурные проекты важны, но с водой, например, можно не торопиться: Киев заявил, что отключать не будет. Уверен, не солгали — канал построен так, что, попытайся они перекрыть, затопили бы свою территорию. Если бы Киев мог, отключил бы воду, как это было сделано с электричеством. Но приходится довольствоваться получаемыми за воду деньгами.
На мой взгляд, важно сделать две вещи. Первая — не распространить на Крым действие всех российских законов. Например, крайне вреден 135-й — о защите конкуренции: по нему 80 процентов штрафов и уголовных дел возбуждается против малого и среднего бизнеса. "Деловая Россия" уже много лет просит ФАС не кошмарить, вооружившись этим законом, мелкий и средний бизнес. Объясняем: даже если где-то такой бизнес и стал монополистом, то это ненадолго — конкуренция не заставит себя ждать. Не слушают! И второе — грамотно спланированная СЭЗ. Последняя видится крымскому бизнесу как образ нового рая.
Полюбите нас маленькими
Экономика Крыма опирается на малый и средний бизнес
— На полуострове 116,2 тысячи предпринимателей.
— Поступления в бюджеты всех уровней от компаний малого бизнеса выросли с 28% в 2012 году до 40% в 2013 году и составили 667 млн гривен (2,5 млрд рублей).
— На малых и средних предприятиях Крыма занято 83,4% всего трудоспособного населения Крыма.
— Оборот предприятий малого и среднего бизнеса составил в 2013 году 78,4 млрд гривен (297,92 млрд рублей).
— По упрощенной схеме налогообложения в 2013 году работали 58,5 тысячи предпринимателей малого и среднего бизнеса (то есть практически половина).
— На поддержку малого и среднего бизнеса в бюджете Крыма 2014 года было заложено 2 млн гривен (7,6 млн рублей), в том числе на финансовую поддержку — 1,115 млн гривен (4,24 млн рублей).
Чем зарабатывают в Крыму
Структура предприятий крымского бизнеса по видам экономической деятельности (на начало 2014 года)
Торговля и ремонт 37,4%
Транспорт и связь 5%
Операции с недвижимостью 4,9%
Строительство 5,7%
Промышленность 35,7%
Прочие виды 11,3%