Украина на все голоса
Dakh Daughters спели в "Гоголь-центре"
Гастроли кабаре
Dakh Daughters — один из проектов авторитетного киевского центра современного искусства "Дах". БОРИС БАРАБАНОВ побывал на первом московском выступлении этого коллектива.
В принципе сам факт выступлений Dakh Daughters на Майдане в Киеве по нынешним временам заставлял волноваться относительно их приезда в Москву. А то, что везти их сюда нужно, стало ясно еще прошлым летом, когда в интернете появился ролик "Розы / Донбасс" со всеми признаками вирусного. Качество гарантировало также родство с театром "Дах", этнопроектом "Даха Браха" и группой "Перкалаба". И при этом совершенно ясно, что ничего подобного на российской сцене сейчас нет. Подобного рода эмоции автор этих строк испытывал, вероятно, на лучших концертах "Аукцыона" и на реюнионе АВИА, вот и все.
Если брать даже только ремесленный слой феномена Dakh Daughters, уже есть по поводу чего потерять сон. На сцене шесть девушек, каждая из которых идеально справляется с вокальными партиями в диапазоне от украинского плача до сурового гроулинга. Все танцуют. Все играют на всех инструментах. При этом в каждом номере чувствуется крепкая театральная основа, не зря в самом конце, выходя на поклоны, девушки дружно скандировали "Влад! Влад! Влад!", вызывая на сцену руководителя своего театра Влада Троицкого.
Dakh Daughters повезло с площадкой. Устроив российскую премьеру в "Гоголь-центре", а не в обычном клубе, они сразу показали свою программу во всей широте и во всем многообразии выразительных средств. Чего стоил один гигантский экран позади артисток.
Dakh Daughters начали сразу с песни, которая принесла им популярность,— "Розы / Донбасс". Видеоряд был составлен из фото шахтеров разной степени жизненности. Шахтер — один из символов Украины и один из любимых образов современных украинских художников. Вкупе с пассионарным, атакующим духом песни эти фото мгновенно превратили всех зрителей в зрение и слух.
Но оказалось, что произведение, обеспечившее Dakh Daughters внимание интернет-аудитории, на самом деле далеко не самое эффектное в их программе. Группе, чья история едва ли насчитывает год, хватило песен на два полноценных отделения, и оба вывернули зрителей наизнанку.
В отличие от "Дахи Брахи", которая является чистым образцом world music, Dakh Daughters сильны переплетением стилей, манер, языков и страстей. Они поют по-украински на нескольких диалектах, по-английски, по-французски, по-русски, по-немецки... Может быть, еще на каких-то языках — особенности акустики "Гоголь-центра" не позволили разобрать все слова даже носителям мовы, что уж говорить о тех, кто пришел, очаровавшись только энергетическим фоном группы. Dakh Daughters называют себя "фрик-кабаре", и формальные признаки жанра были явлены во всей классической красе, однако немецкие и французские клише были столь заковыристо завязаны с современными стилями и со старой театральной школой, что вряд ли шоу Dakh Daughters стоит рекомендовать тем, кто любит просто посидеть под рюмочку за столиком у сцены. Цитаты и целые большие куски из Гоголя, Шевченко, Бродского, Буковски, Шекспира и группы "Колибри" выделялись на фоне целой россыпи прочих культурных гиперссылок. "Дах" — театр современный, программок в фойе не продают, сайта у группы нет, и зрителям предстояло собственное расследование на тему источников и составных частей.
Беспроигрышный прием, которому не в силах противиться зрители на концертах Dakh Daughters,— это сочетание украинской тоскливой распевности с узнаваемыми "западными" формами. Девушки в китчевых украинских веночках и грубых ботинках легко брали трепетную лирическую планку, доступную, кажется, только Antony And The Johnsons, уводили в сумрачные дарк-фолковые дебри Current 93 и изящно жонглировали вокалом на зависть Камий Далме.
Песня, которая сразила зрителей наповал и сконцентрировала в себе бесконечный затягивающий ужас всей нескончаемой украинской эпопеи, называется "Ганнуся. Плантация". Вещь в соответствии с подзаголовком начинается простым блюзовым перебором, рассказ от лица какой-то типично шевченковской и в то же время вполне сегодняшней страдалицы постепенно перерастает в мелодекламацию и ураганный рэп, сметающий все на своем пути. В песне, сидя на бас-бочке, солирует яркая Руслана Хазипова из "Перкалабы". Именно на эту песню был снят десятиминутный видеоролик во время выступлений Dakh Daughters на Майдане. Из него можно многое понять относительно того, что было в мозгах у людей в этот период.