Санкции порождают альтернативу
Канадский Bombardier может уступить место европейскому Airbus
В случае введения санкций со стороны Канады в связи с событиями на Украине планы по производству в Ульяновске самолетов Bombardier Q400 могут сорваться. В руководстве филиала ОАО «ОЭЗ» считают это не фатальным для России и АОЭЗ, отмечая, что в этом случае возможна реализация альтернативных проектов: по сборке или конкурента — ATR 72, или российского аналога Ил‑114.
О том, что канадская машиностроительная корпорация Bombardier Inc. подчинится санкциям, если они будут введены, заявил президент корпорации Пьер Бодуэн. Об этом в конце минувшей недели сообщило агентство ИТАР-ТАСС.
По словам господина Бодуэна, правительство намерено последовать примеру США в том, что касается экономических санкций против России. «В настоящее время речь идет об отсрочке (в реализации планов сборки на территории РФ. — „Ъ“) из-за происходящих событий», — сказал президент корпорации. В то же время он заметил, что пока никто не знает, «насколько масштабными могут быть потенциальные санкции» и насколько может быть отложено начало проекта.
Напомним, в августе на авиасалоне МАКС 2013 было подписано сразу два соглашения о намерениях по созданию СП по сборке региональных самолетов на территории ульяновской аэропортовой особой экономической зоны (АОЭЗ) «Ульяновск-Восточный». Одно — с Airbus Group (дочерней компанией которого является ATR) о производстве самолетов ATR 72, второе — с канадской компанией Bombardier Aerospace о СП по сборке самолетов Bombardier Q400 NextGen. В декабре «Ростех» определился с решением в пользу Bombardier. Стороны намерены войти в СП на паритетных началах, инвестиции в проект со стороны «Ростеха» должны составить около 3 млрд рублей, а Bombardier обещал передать нематериальные активы: технологию производства, конструкторскую документацию, права интеллектуальной собственности и ноу-хау. Планировалось, что авиасборочное производство на территории АОЭЗ будет построено в течение 2014 года. Пока СП еще не создано, 5 февраля 2014 года по адресу «Аэропорт «Ульяновск-Восточный» было только зарегистрировано ООО «Региональная авиация» со 100 %-ной собственностью «Ростеха».
Еще 7 марта первым высказал свои сомнения вице-премьер Дмитрий Рогозин, отреагировавший в твиттере на информацию о решении Канады выслать из страны всех находящихся в ней российских военнослужащих. «Стоит ли нам тогда разворачивать у себя производство самолетов Bombardier? Может, предпочесть европейский аналог? Или, наконец, наш авиапром начнет разрабатывать и строить собственную современную конкурентную технику?»
В «Ростехе» от комментариев в связи с прозвучавшими заявлениями сторон отказались, заметив, что «пока ситуация не имеет своего развития». Между тем руководитель ульяновского филиала ОАО «ОЭЗ» (управляет развитием портовой особой экономической зоны) Денис Барышников утверждает, что «работа по проекту производства в Ульяновске самолетов Q400 продолжается и пока никаких изменений нет». По данным „Ъ“, взаимодействие ООО «Региональная авиация» с Bombardier идет в обычном режиме, в настоящее время прорабатывается бизнес-план будущего СП. «Мне кажется, Bombardier вполне политкорректно комментирует то, чего еще нет и, надеемся, не будет», — сказал господин Барышников. По его мнению, санкции, если они все-таки будут, для России не фатальны. «Спрос на самолет подобной конфигурации есть, и это (отказ Bombardier. — „Ъ“) будет означать, что «Ростех» тогда начнет реализовывать совместный проект по другому самолету, к примеру, по ATR‑72 с Airbus Group. Он не уступает Q400 и по ряду параметров даже лучше. Если же применит санкции и Европа, то значит можно будет производить и другие типы самолетов, которые упоминал Рогозин (имеются в виду Ил‑114. — „Ъ“). Одно ограничение обязательно генерирует реализацию альтернативы», — подчеркнул господин Барышников.
Напомним, участвовавший 17 марта в совещании на Авиационном комплексе им. С. В. Ильюшина замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь отмечал „Ъ“, что потребность в Ил‑114 (который создавался на замену Ан‑24 и до 2012 года выпускался на ТАПОиЧ в Ташкенте, всего построено 17 машин) составляет 100–120 воздушных судов до 2020 года на коммерческом внутреннем рынке. Чиновник признал, что проект «пересекается» с планами «Ростеха» по выпуску в Ульяновске Q400 канадской Bombardier, но заверил, что они могут развиваться «параллельно».
Стоит заметить, что если речь пойдет об альтернативном варианте в виде проекта Ил‑114, то размещение производства на территории ульяновской АОЭЗ может оказаться под вопросом. Госкорпорация «Ростех» напрямую никак не связана с ОАК, а размещения проекта на своих площадях могут начать добиваться входящие в ОАК уже существующие самолетостроительные компании, в том числе ОАО «Ил». Между тем господин Барышников и в этом случае считает, что производство может быть размещено на территории ульяновской АОЭЗ, поскольку «она для этого проекта все равно является экономически наиболее эффективной площадкой в России»: «В современных технологиях стоимость ангарного комплекса совсем небольшая в сравнении со стоимостью оборудования, обучения персонала и сертификации производства».
Гендиректор ООО «Ульяновский авиационный кластер» Вильдан Зиннуров считает вариант отказа Bombardier от инвестпроекта «невероятным». «Я только сегодня разговаривал с Алексеем Федоровым (управляющий директор по авиационным проектам «Ростеха». — „Ъ“): он говорит, что все идет как прежде, опасений нет. Я думаю, Канада, которая уже давно шла к этому проекту, не захочет лишаться такого рынка, как Россия», — заметил господин Зиннуров.