«Воронежавиа» поддалась «Аксиоме»

Структуры Сергея Журавлева усиливают контроль над воронежским аэропортом

Как и предполагал „Ъ“, холдинг «Аксиома» депутата Госдумы Сергея Журавлева может получить полный контроль над воронежским аэропортом в результате введенной на прошлой неделе с подачи близкого «Аксиоме» ООО «АКС+» процедуры банкротства в управляющем объектом ОАО «Воронежавиа». В холдинге, контролирующем около 45% акций компании, рассчитывают «с помощью санации» активов избавиться от «мешающих развитию» обязательств «Воронежавиа». Представители второго крупного акционера ОАО — ООО «Секьюритизинвестгрупп» (СИГ, 35%) — уверены, что в ходе банкротства «Аксиома» очистит аэропорт не только от обязательств, но и от совладельцев, а затем продаст его «профильному инвестору».

Компания «Аксиома» оправдывает ожидания совладельцев воронежского аэропорта

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Воронежский арбитраж ввел процедуру наблюдения в ОАО «Воронежавиа» 20 марта. Как следует из решения суда, оно обусловлено просрочкой выплаты долга в 1,16 млн руб. по мировому соглашению с первоначальным истцом — ООО «РВК-Воронеж», управляющим водоканалом областного центра. Эта компания в декабре прошлого года переуступила свои требования воронежскому ООО «АКС+». По данным «СПАРК-Интерфакс», числящаяся гендиректором этого юрлица Мария Сафонова также руководит ООО «Актив». Единственным владельцем «Актива», в свою очередь, является Елена Лучко — гендиректор принадлежащего «Аксиоме» ООО «Мегаполис-Финанс Групп» и директор холдинга по правовым вопросам. В «Аксиоме» вчера не стали говорить о причастности холдинга к банкротству «Воронежавиа». Впрочем, гендиректор «Аксиомы» Иван Кандыбин увидел в процедуре только плюсы. «Сейчас через “Воронежавиа” невозможно осуществлять нормальную деятельность аэропорта. У ОАО арестовано все что только можно, вплоть до топлива. Вероятно, в рамках процедуры банкротства будет возможность санировать активы аэропорта, сделать их работоспособными и открыть возможность для серьезных инвестиций», — сообщил „Ъ“ господин Кандыбин.

Банкротство «Воронежавиа» стало давно ожидавшимся заинтересованными сторонами продолжением действий «Аксиомы» по консолидации актива. Напомним, весной 2013 года холдинг Сергея Журавлева купил около 45% акций контролирующего аэропорт ОАО. В дальнейшем компания предпринимала шаги для усиления контроля над объектом. В частности, осенью прошлого года близкое холдингу ООО «Империал» выкупило у Юникредитбанка права требования по обеспеченному основным имуществом аэропорта кредиту в 50 млн руб. Кроме того, по инициативе «Аксиомы» позиция гендиректора «Воронежавиа» была фактически упразднена — его обязанности решением совета директор стала исполнять управляющая компания. Эти действия «Аксиомы» вызывали недовольство второго по величине акционера — московского ООО «Секьюритизинвестгрупп» (контролирует 35% акций ОАО). В ООО указывали, что контролирующий акционер ведет «Воронежавиа» к банкротству и очистке активов от других акционеров, среди которых, кроме СИГ, фигурирует облправительство (4,95%) и более 400 физлиц суммарно примерно с 13% акций.

В СИГ вчера обещали «продолжать борьбу». «Банкротство — уже год как ожидаемый для нас сценарий. Но связанный с ним план вывода активов можно если не сорвать, то очень сильно затруднить и растянуть во времени. Для этого есть инструменты», — сообщили „Ъ“ в СИГ. Представители компании считают, что «Аксиома» через банкротство готовит актив к перепродаже. «Это успешная строительная компания, у них нет мотивов влезать в управление авиационной инфраструктурой. Кроме того, воронежский аэропорт нуждается в миллиардных инвестициях, которые могут предложить только крупные профильные инвесторы. Им-то он и будет продан — чистый, без лишних долгов и акционеров», — уверены в СИГ. Назначенный временным управляющим «Воронежавиа» Алексей Ботвиньев считает, что банкротство «будет сложным». «Судя по заявлениям в СМИ, там есть много нерешенных вопросов между действующими акционерами, прошлыми собственниками и другими контрагентами», — отметил он. Аэропортом в разное время интересовались «Новапорт», группа «Кратос» и Московский индустриальный банк, а также канадская SNC Lavalin, французские Business Bridge и Aeroport Paris Vatry. Впрочем, Иван Кандыбин вчера отверг возможность перепродажи аэропорта, заверив „Ъ“, что «Аксиома» намерена развивать актив.

Источник „Ъ“, знакомый с ситуацией в ОАО, предположил, что «Аксиома» сможет говорить в банкротстве «с позиции силы»: «В качестве кредитора в процедуру войдет “Империал” с его обеспеченным залогами займом, серьезно будут представлены налоговики. Не исключено, что свою выгоду за счет каких-то старых обязательств попытается извлечь и ранее контролировавшая аэропорт авиакомпания “Полет”. Но преимущество будет на стороне “Аксиомы” — “надутых” долгов и других “прелестей” боевого банкротства им вполне по силам избежать». Владелец «Полета» Анатолий Карпов вчера сказал „Ъ“, что в банкротство «влезать не намерен» и следит за процедурой «только как перевозчик», который «не заинтересован в остановке базового аэропорта». «Но, даже если бы и хотел, в СМИ об этом распространяться я не стал», — иронично добавил господин Карпов.

Всеволод Инютин

Вся лента