"Вычитая доллар из американской киноиндустрии, мы автоматически вычитаем его из нашей экономики"
Половину американских фильмов могут убрать из кинотеатров. Законопроект о кинопрокате подготовил депутат Государственной думы Роберт Шлегель. На количество зарубежных лент установят ограничения — только 50% от общего числа фильмов будут составлять работы зарубежных режиссеров. Президент Академии российского телевидения и компании "Амедиа" Александр Акопов побеседовал с ведущей Натальей Ждановой.
Н.Ж.: Как вы считаете, должна ли политика оказывать влияние на рынок киноиндустрии, и должен ли российский зритель расплачиваться за эти внутри- и внешнеполитические события?
А.А.: Да, должен. Не будете заниматься политикой, она займется вами. Но что касается конкретно этих санкций, то надо принимать во внимание, что санкции — вещь обоюдоострая. И это ярко проявится, если будут приняты санкции против американского кино. Это как раз ярко проявится именно здесь, поскольку хорошо известно, что каждый рубль, потраченный в кинотеатре зрителем, делится на две части. Условно, 50 коп. возвращается тем, кто сделал кино. 50 коп. остается в кинотеатре для того, чтобы оплатить там аренду помещения, свет, тепло. Вычитая доллар из американской киноиндустрии, мы автоматически вычитаем доллар из нашей экономики.
Плюс кинотеатры зарабатывают на продаже всякого рода напитков, булочек и так далее. Что не менее важно, в современной конструкции кинотеатры создают очень важный поток покупателей в торговых центрах. Если сказать, что вынимая доллар у американской индустрии, мы вынем из нашей экономики два доллара, это совершенно точный размер ущерба, с которым придется столкнуться. Вопрос заключается в том, надо ли это делать. Надо очень серьезно подумать, прежде чем такие меры вводить.
Что касается того, что американское кино — это мощное идеологическое оружие, с этим никто не станет спорить. Хотелось бы как-то объяснить нашему зрителю, отчего в художественном фильме, который идет в российском прокате, русские солдаты выглядят как люди, изымающие культурные ценности в Европе во время Второй мировой войны, и это практически единственное, чем они занимались. Или просто глупости такие, как, например, в фильме "Армагеддон", где наши космонавты с кувалдой чего-то чинят. Но совершенно не факт, что барьер для этих глупостей должен быть установлен каким-то законом. Для этого достаточно соглашения внутри индустрии, что эти фильмы просто так к нашему зрителю не проникают.
Н.Ж.: Можно по каждому конкретному случаю отдельно принимать решение, зачем такое массовое ограничение?
А.А.: В частности, в США ведь нет никакого закона, принятого относительно зарубежных фильмов. Однако ни один зарубежный фильм за прошедшие 60 лет в широкий американский прокат не попал. Это делается с совершенно неформальными обоснованиями, не имеющими никакого отношения к действительности. Якобы американцы не любят смотреть кино с субтитрами и дублированное кино. Это придумано американской индустрией для защиты своего внутреннего рынка. Это абсолютно лицемерная, не имеющая никакого отношения к жизни позиция, но она 60 лет работает исключительно на неформальных связях.
Поэтому моя в данном случае позиция такая: если мы действительно хотим защитить свой внутренний рынок, мы имеем на это полное право, но здесь нужно действовать тоньше. И я очень люблю в данном случае приводить пример нашего же телевидения: у нас 10 или 12 лет назад не было, например, русских сериалов. Не принимал никто никаких законов относительно того, что русские сериалы должны быть. Но, тем не менее, в течение последних десяти лет российский поток абсолютно вытеснил американский в прайм-тайме всех основных каналов. Это произошло абсолютно естественным путем, потому что зритель так хотел.
Сегодня у нас нет бразильских сериалов, нет колумбийских, нет американских в прайм-тайме основных каналов, не потому что кто-то заставил их это сделать, а потому что русские лучше для нашей аудитории. Вот это естественный путь к нормальной чистой победе, которой мы гордимся. В кинотеатрах надо идти каким-то подобным путем. Тоньше, не нужно совершенно принимать никаких законов, которые, тем более, могут ударить по нашей же индустрии.