Какие фильмы нам не нужны

Правительство снова вспомнило об отечественной киноиндустрии и в очередной раз бросилось ее поддерживать. О квотах больше речи не идет, зато придуманы специальные пошлины, которыми будут облагать "иностранные фильмы с низким коммерческим потенциалом".

Фото: Светлана Привалова, Коммерсантъ

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Термин ввел в обращение министр культуры Владимир Мединский. При этом он пояснил, что имеет в виду зарубежные фильмы категории B, то есть коммерческие картины с небольшим бюджетом (и действительно невеликими кассовыми перспективами), которые проникают в Россию в пакетах, закупаемых местными дистрибуторами у голливудских студий; в таких пакетах к каждому потенциальному блокбастеру прилагается несколько образцов продукции попроще. Примечательно, что заявление появилось в тот период, когда доля российских фильмов в общих кинотеатральных сборах растет: в 2013 году насчитали 18% против 15,5% в 2012-м. Возможно, по мнению министра, подобный рост категорически недостаточен. При таких темпах ждать доли в 50%, которую он полагает целью для наших прокатчиков, придется лет семь.

Есть, правда, одна загвоздка, о которой знают представители индустрии, но которую как-то проглядели работники Минкульта. Дело в том, что второсортных "би-мувис" made in Hollywood в российском прокате мало. По сравнению с тем, сколько их производится и затем продается для внутреннего потребления, можно сказать, исчезающе мало. На российский рынок попадают только те "би-мувис", которые по мысли прокатчика как раз имеют хороший коммерческий потенциал, то есть способны, несмотря на дешевизну производства, собрать неплохую кассу. Выяснить это, кстати, может каждый, у кого есть интернет и кто умеет пользоваться поисковиком: необходимая информация по всем фильмам крупных американских студий, выходящим в российский прокат, находится в открытом доступе. Так что искать кандидатов с "низким коммерческим потенциалом", которые должны будут доплатить за место на наших экранах, придется в других местах.

Очевидные претенденты на обложение дополнительной пошлиной — представители киноменьшинств: фильмы независимых студий США, Латинской Америки, Европы и Азии, все авторское и фестивальное кино, которое в глаза называют некоммерческим. Ему, как признают инсайдеры, в последнее время приходится особенно несладко: в признанных кинодержавах выдавливают с рынка крупные студии, в прочих странах ставят препоны государственные органы. Российские дистрибуторы, которые имеют дело с некоммерческим продуктом, в принципе готовы поверить в то, что дополнительную пошлину лоббируют своекорыстные мейджоры, а все разговоры чиновников о спасении кинематографа — отвлекающий маневр. Если новые правила и впрямь коснутся инди-продукции, ей будет эффективно перекрыт путь даже в те немногие российские кинотеатры, куда она сейчас время от времени добирается.

Правда, существует вариант, что до этого не дойдет и министерские работники завязнут еще на стадии определения коммерческого потенциала: прибора, который замерял бы его до выпуска фильма в прокат, пока не изобрели. Опираться на величину производственного бюджета (типа чем меньше, тем хуже финансовые перспективы) — дело опасное. По этой логике, например, "Ведьму из Блэр", снятую за $750 тыс., нельзя было бы даже близко подпускать к кинотеатрам: какой коммерческий потенциал с этаким бюджетом, вы чего? А у фильма между тем в кассе лежит $248,6 млн — намного больше, чем у иных мегабюджетных постановок.

Поэтому дистрибуторы и прокатчики надеются, что очередная кавалерийская атака чиновников на зарубежное кино увязнет в сопутствующих совещаниях, обсуждениях, работе комиссий с участием главных игроков рынка и остальном болоте. В этом смысле гораздо больше шансов воплотиться у другой инициативы правительства — "целевых отчислений от кинотеатрального проката иностранных фильмов". Это некое подобие налога на зарубежную кинопродукцию — собранное идет на поддержку местной профильной индустрии. Схема успешно работает во Франции. Реализация ее в России, как полагают эксперты, вряд ли приведет к исчезновению из местного проката тех или иных разновидностей фильмов. Просто подрастут цены на билеты, но на фоне всего прочего удорожания этого, возможно, никто не заметит.

Вся лента