Слишком жестоко для Шварценеггера
Оценят ли российские зрители кровавый «Саботаж»
Российские прокатчики заманивают на новый фильм с Арнольдом Шварценеггером: Губернатор, как зовет актера ближний круг, снялся в "Саботаже", работе Дэвида Эйера.
Картину представляют как остросюжетный боевик, где Шварца сопровождает не самый слабый актерский ансамбль, а сюжет вертится вокруг $10 млн, украденных бойцами элитного антинаркотического подразделения у мексиканского картеля, и рассказывает о непростой судьбе тех, кто решился на такую наглость. Режиссер (он же продюсер и соавтор сценария), правда, обмолвился в одном из интервью, что студия Open Road Films, взявшаяся организовать прокат картины, сильно ее перекроила, усилив элементы боевика и почти начисто вымарав густой мистический замес, задуманный изначально.
Отличается ли радикально финальный вариант "Саботажа" от изначального — еще большой вопрос. Так или иначе, то, что получилось, удостоилось весьма прохладной встречи у себя дома. Первый уикенд проката в США принес всего $5,2 млн — седьмой результат в общем зачете, что по меркам Губернатора довольно кисло, даже учитывая рейтинг R (подростков до 17 лет должны сопровождать родители). Вдобавок постановке от души наваляли критики: скажем, на веб-агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes ей выдали всего 22% рейтинга, осудив за чрезмерное и зачастую необоснованное насилие. Если судить по отрывкам и синопсисам, которые легко отыскать в сети, безжалостной расчлененки и изощренных убийств там действительно с избытком. На кровавом фоне даже как-то теряется актерская работа Арни, который, по мнению критиков, сыграл в "Саботаже" едва ли не лучшую роль с того момента, как перестал заниматься политикой. Как такое могло случиться, никто объяснить не в состоянии. Вроде бы и Эйер не последний человек на поле боевиков: как сценарист написал "Тренировочный день" для Антуана Фукуа и самый первый "Форсаж" для Роба Коэна; как режиссер снял в 2012 году очень успешный "Патруль" с Джейком Джилленхолом и Майклом Пеньей. Эту постановку, где оператором был российский специалист Роман Васьянов, назвали одним из лучших фильмов десятилетия о полицейской работе, а ее финансовые показатели вызывают только уважение: заработок $51,2 млн при $7 млн бюджета, что означает завидный коэффициент кассового успеха (ККУ) 7,31. Но все идет к тому, что с "Саботажем" такой номер не пройдет (название, что ли, подвело?) и картина встанет в ряд провалов Железного Шварца — возможно, даже на одно из призовых мест.
Здесь следует немного пояснить. Чистых провалов (то есть когда ККУ меньше единицы) в карьере Губернатора немного — всего три. Но довольно много картин, которые не смогли окупиться хотя бы дважды. Если учитывать, что расходы на раскрутку проекта не так уж редко составляют больше 80% от бюджета самого фильма, чисто статистически такие постановки тоже можно отнести к неудачам.
Пятерку самых финансово неубедительных выступлений Арнольда Шварценеггера в кино замыкает "Бегущий человек" Пола Майкла Глейзера. Брутальный фантастический боевик, основанный на еще более брутальном романе Стивена Кинга (выступавшего здесь под псевдонимом Ричард Бахман), с трудом добирался до широкого проката. Например, по ходу съемок режиссера Эндрю Дэвиса заменили Глейзером, который, как позже сетовал Шварценеггер, убил в картине всю глубину и свел ее к банальному рубилову. Результат, стоивший студии $27 млн, смог собрать только $38,1 млн, что дает жалкий ККУ 1,41.
Выступить хуже, оставшись при этом номинально в плюсе, получилось только у одного проекта — боевика (опять же фантастического) "Шестой день" Роджера Споттисвуда. Замороченная история про клонов вышла в 2000 году и, будучи довольно дорогой в производстве ($82 млн), собрала всего $97 млн, остановившись на ККУ 1,18. В довесок Арни получил сразу три номинации на "Золотую малину" — на его счастье, в том же году вышел эпик "Поле битвы: Земля" Роджера Кристиана и взял сразу девять наград, став одним из худших фильмов в истории премии.
Верхнюю часть рейтинга, как уже говорилось, составили настоящие провалы — проекты, даже не сумевшие покрыть расходы на производство. Третье место занимает постановка "Возмещение ущерба", в ней Шварценеггер изображает лос-анджелесского пожарного, который отправляется в Колумбию мстить тамошним партизанам за погибшую семью, а заодно спасает США от разрушительной террористической атаки. Зрителей, которых привлек столь нетривиальный сюжет, оказалось несколько меньше, чем требовалось, и фильм стоимостью $85 млн смог заработать только $78,3 млн, что дает ККУ 0,92. Создатели, конечно, ссылались на неудачное время для старта — сразу после сентября 2001 года, но любой, кто все-таки увидел картину, знает, что провалилась она совершенно по делу.
На втором месте фильм, о наличии которого в багаже Шварценеггера известно немногим. Аккурат перед тем, как занять кресло губернатора Калифорнии, Арни сыграл эпизодическую роль в диснеевской постановке "Вокруг света за 80 дней" Фрэнка Корачи: побывал экзотическим принцем Хапи. Фильм 2004 года стоил суровые $110 млн — по окончании проката в кассе уныло позвякивали $72,1 млн, отсюда ККУ 0,65. Пустяк, скажете, какое отношение Шварц имеет к таким результатам? Но ведь досталась же ему после этого очередная номинация на "Золотую малину" — в категории "Худшая мужская роль второго плана".
Самый оглушительный провал случился в те времена, когда будущий губернатор был известен главным образом как бодибилдер. После успеха "Конана-варвара" и "Конана-разрушителя" Шварценеггер согласился на похожую позицию в фэнтезийной постановке "Рыжая Соня" Ричарда Флейшера. Главную роль в ней сыграла Бриджит Нильсен, а персонаж Арни имел ласкающее русский слух имя Лорд Калидор. Не самый дешевый по меркам 1985 года проект — $17,9 млн — смог похвастаться только $6,9 млн сборов и анекдотично малым ККУ: 0,38 пункта. Любопытно, что сам актер отнесся к провалу с юмором и одно время сообщал, что наказывает детей многократным просмотром "Рыжей Сони", если те плохо себя ведут.