«Русское море» идет в открытую
Владельцы ОАО «ТУРНИФ» избавляются от номинальных акционеров
Акционеры Тихоокеанского управления промысловой разведки и научно-исследователь-ского флота («ТУРНИФ») единогласно одобрили реорганизацию компании. В результате изменений единственным официальным владельцем ОАО «ТУРНИФ» останется компания «Русское море — Добыча» (РМД), принадлежащая брату губернатора Московской области Максиму Воробьеву и семье Геннадия Тимченко, которого называют другом президента Владимира Путина. Специалисты напоминают, что ФАС недавно предложила лишать компании квот на вылов в случае реорганизации, однако считают такое решение низкоэффективным.
«Акционеры единогласно проголосовали за реорганизацию компании. Суть изменений в том, чтобы убрать прокладку в виде номинальных держателей акций. Останется один — «Русское море — Добыча» (РМД),— сообщил начальник юридического отдела дальневосточного филиала компании «Русское море — Добыча» Виталий Шершень.— Реорганизация пройдет в форме присоединения номинальных держателей акций. Процесс займет примерно три месяца. В результате в перспективе компании будет проще работать. Она станет более открытой».
Тихоокеанское управление промысловой разведки и научно-исследовательского флота (ТУРНИФ) было создано 1 января 1970 года для выполнения научно-исследовательских и рыбопоисковых работ в районе Тихого океана. Кроме научного задания, суда ТУРНИФа выполняли и государственный план по добыче. В девяностые годы XX века все научные исследования были свернуты из-за отсутствия финансирования, и компания сконцентрировалась на производственном вылове. В 1993 году Тихоокеанское управление промысловой разведки и научно-исследовательского флота было реорганизовано в открытое акционерное общество — ОАО «ТУРНИФ».
В 2011 году гонконгская Pacific Andes сообщила в меморандуме для инвесторов, что уже контролирует 60% российского рынка минтая, в том числе и через контроль над ОАО «ТУРНИФ». В конце 2012 году Федеральная антимонопольная служба подтвердила: Pacific Andes контролировала значительную часть российской рыбодобычи, но приобретала контроль «не через владение акциями, а через тайные соглашения, которые включали в себя такую систему управления, когда акция могла быть контрольной», что незаконно, поскольку владеть рыбными квотами и добывать рыбу в российских водах иностранцы не могут — это стратегическая отрасль. Правительственная комиссия по иностранным инвестициям в стратегические отрасли дала понять гонконгскому холдингу, что рыболовецкие активы надо либо продать, либо разделить с российским партнером, создав совместное предприятие.
В конце января 2013 года «Русское море — Добыча» купила ОАО «ТУРНИФ» и ЗАО «Интрарос» примерно за $350 млн. Еще за $190 млн компания приобрела в мае 2013 года ООО «Совгаваньрыбу» и ООО «Востокрыбпром». В результате в течение одного 2013 года РДМ стала самым крупным держателем квот на минтай — главную промысловую рыбу в России — и вошла в пятерку главных добытчиков сельди. В целом у компании под контролем оказались квоты на добычу 220 тыс. тонн рыбы, в том числе 180 тыс. тонн минтая, что составляет примерно 12% от общего допустимого улова (ОДУ) и 32 тыс. тонн тихоокеанской сельди, то есть 9% ОДУ.
Компания «Русское море — Добыча» принадлежит брату губернатора Московской области Максиму Воробьеву (36%) и членам семьи Геннадия Тимченко (у зятя Тимченко Глеба Франка — около 30%), которого СМИ называют близким другом Владимира Путина. Партнеры занялись рыбой в конце 2011 года, когда Volga Resources Тимченко стала владельцем 30%-го пакета в рыботорговой группе «Русское море». Однако рыбодобывающие активы они смогли приобрести лишь после того, как ФАС взялась за гонконгскую Pacific Andes и ее дальневосточные активы в России.
«Это хорошая тенденция, когда компания идет по пути укрупнения. Ведь чем крупнее компания, тем лучше она может освоить выделенные ей квоты,— дал комментарий „Ъ“ председатель Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморского края Георгий Мартынов.— РДМ очень уважаемая компания, которая проводит понятную политику в нашей отрасли. Уверен, что благодаря именно крупным компаниям российские рыбаки смогут нарастить объемы добычи. А нам есть к чему стремиться. Сейчас доля Приморья в общем вылове составляет 19,2%. Дальний Восток добывает 2,8 млн тонн, то есть 66% от общероссийского вылова, который в целом по стране составляет 4,2 млн тонн. Но в советские годы только Дальний Восток добывал 5,5 млн тонн, а в целом по стране вылов доходил до 11,8 млн тонн».
Господин Мартынов обратил внимание на то, что с 2004 года действует так называемый «исторический принцип», при котором размер квоты на вылов зависит от «промысловой истории» предприятия — объемов вылова за предшествующие годы. Но ФАС предложила отменить «исторический принцип», обосновывая это тем, что он тормозит развитие рыбопереработки и поощряет «рыбных рантье», которые сами не ловят, а лишь продают свои квоты. Предложения антимонопольного ведомства предусматривают, в частности, что при реорганизации компания теряет право на преемственность по квотам на вылов водных биоресурсов.
«Предложений от ФАС по рыбной отрасли было много. Администрация Приморского края считает, что нужно сохранить «исторический принцип» распределения квот,— сообщил „Ъ“ директор департамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморья Александр Передня.— Реорганизация компаний закреплена Гражданским кодексом. И мешать ей — значит уходить в область регулируемой экономики, которая уже показала свою неэффективность. Вместе с тем антимонопольные рычаги, конечно, должны действовать. И этих рычагов достаточно, чтобы контролировать ресурсы. Но при этом не нужно мешать рыночным механизмам».