"Психологи научат автолюбителей, как выходить из конфликтной ситуации"
Психику будущих водителей профессионально подготовят: Минобрнауки планирует ввести новый курс в автошколах. Учитывая уровень агрессивности на дорогах, такая подготовка просто необходима современным автолюбителям, считают эксперты.
В российских автошколах научат держать себя в руках на дороге. В Министерстве образования составили новые программы подготовки водителей. Согласно разработкам, в автошколах должен появиться новый предмет — психологическая подготовка водителя. На лекциях расскажут про возрастные и гендерные различия при вождении. Кроме того, учеников автошкол научат улаживать конфликты на дороге, избегать стрессов и объяснят, как социальный статус влияет на стиль вождения. Часть занятий будет посвящена последствиям употребления алкоголя за рулем. Причем обучение будет не только теоретическим, отметила президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.
"Ученику мы одеваем очки — есть такие "пьяные очки", они моделируют неадекватное состояние, он не может дотянуться до нужного, например. Это срабатывает просто изумительно. Человек запоминает это на уровне своих ощущений, и уже потом ответственность повышается очень. Психологи научат, как выходить из конфликтной ситуации. Ответственное вождение, менталитет граждан, который нужно менять. Много вопросов в сегодняшней агрессивной среде вождения, которые необходимо прояснить. Это необходимо вводить в самое ближайшее время, потому что весна уже наступила, всплеск аварийности идет", — рассказывает Шутылева.
Главное, чему следует учить в курсе психологии в автошколах, — это уважение к участникам движения и соблюдение законов. Так считает первый заместитель главы комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов.
"Воспитывать надо, чтобы психологи работали, внедряли в голову, что нарушать российские законы и правила на дорогах нельзя. Посмотрите на западные страны. У нас черкизовский сынок в Брюсселе развил ночью скорость до 180 км. Он получил штраф €1 млн. А у нас бы получил 5 тыс. руб. Поэтому после этого ни один больше там не развивает скорость 180 км. Вот что надо воспитывать, чтобы человек знал, — нельзя нарушать. Если нарушишь, то извиняй, детка, тогда тебе на полную катушку. Ездить надо, уважая себя на трассе. Если ты профессионал, ты не можешь ничего нарушать", — рассуждает Ефимов.
Появление курса психологии в автошколах может быть полезно, но только в качестве дополнительного предмета. Так считает вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.
"Это дополнительные, факультативные знания. А давайте тогда будем учить у нас юридической науке? Из машины не выходи, переписывай удостоверение инспектора. А если юридическую науку неплохо, давайте тогда оперативную учить. Про оборотней в погонах. Останавливаться ли, если красивая женщина голосует ночью, выйти ли посмотреть, может бандиты за будкой. Тогда давайте превратим автокурсы в семилетнюю высшую школу разведки. Потом может быть придется сдавать экзистенциализм, фрейдизм. Все-таки это должно быть на уровне вольного слушателя, должны быть предложены курсы "психология", "основы управления", "основы оперативно-розыскной деятельности". Хотите – слушайте, не хотите — не слушайте", — предлагает Ольшанский.
В рамках той же инициативы Минобразования вводит отдельные программы обучения для водителей мопедов и скутеров. Права на этот вид транспорта будут выдавать с 16 лет, для этого ученикам придется прослушать 100 часов теории и пройти 18-тичасовую практику.