"Чтобы иметь 50% всего проката, российской киноиндустрии нужно утроиться"
В Госдуме предлагают сократить число иностранных фильмов в кинотеатрах. Соответствующий законопроект подготовил депутат от "Единой России" Роберт Шлегель. По мнению парламентария, доля российского кино в прокате должна составлять не менее 50%. Член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин и кинокритик, главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей ответили на вопросы ведущего Андрея Норкина.
Квоты как мера поддержки российского кино обсуждается не впервые. Ранее в Госдуме предлагали отдать отечественным картинам и 20%, и даже 80% всего проката. Но законопроекты отклоняли.
— Господин Деньгин, почему в очередной раз происходит возвращение к идее квот?
В.Д.: Это происходит временами. В формате того, что и Крым присоединился к России, и Севастополь стал федеральным городом, сейчас тема патриотизма очень жива, и поэтому как раз Шлегель озаботился, видимо, этой проблемой. Но я не совсем поддерживаю эту инициативу, только в той ситуации, что у нас люди имеют право смотреть кино в том формате, в котором хотят, у них времени не так много бывает для кино, потому что большинство занято своими делами, попытками заработать денег, постоянно какие-то переезды, поэтому времени на кино остается только вечерами. А что касается темы, которую он поднял, патриотизма, то, конечно, надо озаботиться тем, что государство должно помогать российскому кино, и то, что делают и Меньшиков, и Миронов, и Михалков и многие другие по спасению российского кино, которое хорошее, качественное, доброе, которое необходимо возрождать, это факт. Но я бы не стал квотировать, я, наоборот, лучше бы, как социальной рекламой, озаботился вниманием российских граждан к тому, что выходит из российского кинопрома.
— Господин Дондурей, как вы относитесь к идее квотирования? И если отрицательно, то что бы вы предложили как меру поддержки отечественного кино?
Д.Д.: Дело в том, что те люди, которые это предлагают, не знают индустрии, как она устроена, это просто патриотический отчет какой-то, очень важный в сегодняшнем моменте. На самом деле, российская киноиндустрия не может иметь 50%. Для этого ей нужно утроиться. А вы знаете, что такое "утроить"? Это много дополнительных миллиардов рублей, это гигантское количество режиссеров, компаний и так далее. Мы на это не тянем, потому что последние 17 лет российское кино только однажды на протяжении этих лет приближалось к 30%. Но этим серьезно занимался выдающийся продюсер, господин Эрнст.
В последние годы российское кино занимает 15-18%, и то, если, как в прошлом году, выходит несколько супершлягеров. В Европе нет ни одной страны, где было бы больше 35%, причем, даже в таких странах, как Франция. Единственное, что можно сделать для этого, это телесериалы переформатировать в кинофильмы. Но девочки, которые приносят $1 млрд — из $1,3 млрд 1 млрд приносят студентки и школьницы — вряд ли что-то такое увидят, что позволит им вдохновиться. Значит, система запретов. Система запретов — это будущая страна-изгой. Это все очень просто, это даже не все я перечислил факторы, которые последуют. У нас перестанут строиться залы, люди будут создавать киноклубы, в пивных клубах будут показывать американское кино за дополнительную цену как бы за пиво и так далее. Тут десятки следствий, десятки. Это такая пиар-программа, которая, может быть, для Шлегеля или для кого-то хороша.