А им без розницы
Местным производителям обещают создать единую региональную торговую сеть
Власти Башкирии, недовольные работой федеральных и международных торговых сетей с местным производителем, ищут альтернативные пути для увеличения сбыта их продукции. В правительстве обсуждают идею создания региональной розницы, ассортимент которой был бы на 70% сформирован из местных товаров. В торговых сетях не считают идею перспективной, полагая, что такие магазины не будут привлекать покупателя. К ней критически отнеслись и эксперты. А сами производители пока не готовы встречаться на соседней полке, чтобы не конкурировать друг с другом.
В правительстве Башкирии дискутируют о необходимости создания единой розничной сети, в которой были бы широко представлены товары местных сельхозпроизводителей. Вчера эту тему подняли на встрече с президентом республики Рустэмом Хамитовым депутаты регионального парламента — Курултая. Отвечая на вопрос единоросса Расула Гусманова о мерах, предпринимаемых правительством в поддержку местного производителя, господин Хамитов заметил, что готов подумать о создании такой сети. Базой, по его мнению, могла бы стать розничная сеть из более чем 400 магазинов, которой располагают государственные унитарные предприятия. «Объединив их в единую торговую сеть, мы можем перейти на совсем другой уровень продвижения наших товаров»,— отметил глава региона. Он тут же оговорился, впрочем, что самим ГУПам идея вряд ли понравится: «Попробуй сейчас у кого-нибудь возьми магазин, ор поднимут, в ООН начнут писать». Тем не менее, продолжил он, «эту работу… надо проводить».
Розничная сеть, сформированная на 70% местными товарами, как полагают в правительстве, могла бы «противостоять или работать рядом» с федеральными и мировыми ритейлерами — «акулами», которые «откусывают наш рынок». К ним глава региона отнес федеральную сеть «Магнит», сравнив ее с «колоссальным пылесосом, который выкачивает финансовые ресурсы из республики». «Он платит налогов менее 2% от оборота, а оборот там колоссальный — десятки миллиардов рублей»,— возмутился Рустэм Хамитов.
Представители «Магнита» для комментариев вчера были недоступны.
Отметим, что на сегодняшний момент ряд башкирских производителей развивает собственные розничные сети. 34 магазина объединяет розница специализирующегося на растениеводстве ГУП «Совхоз „Алексеевский”» (34 магазина), 56 — у крупного производителя свинины ГУП «Совхоз „Рощинский”». Около 200 брендированных магазинов насчитывает сеть государственного ОАО «Башспирт».
Заместитель председателя госкомитета по торговле и правам потребителей республики Валерий Белов отмечает, что идея создания единой розницы для местных производителей витает не первый год: «Все понимают, что нужно менять формат магазинов, создавать современный формат, чтобы магазины могли получать больше прибыли. Но этот вопрос надо прорабатывать, но не помахать шашкой и забирать у них магазины». 65% продуктов, производимых в регионе, по оценке зампреда госкомторга, относится к социально значимым. При этом, по оценке директора стерлитамакской продуктовой сети „Матур” Дмитрия Шутова, на полках крупных федеральных ритейлеров их доля не превышает 15%. В сети «Матур» она достигает 30%, заметил господин Шутов. Он полагает, что магазины с доминантой местных товаров не привлекут покупателя. Сам по себе факт производства товара в Башкирии не является его конкурентным преимуществом, отметил руководитель сети «Матур», а «других доводов на вопрос, почему ваш продукт будет продаваться лучше, они (производители.— „Ъ“) не приводят». По его оценке, для коммерческой привлекательности сети ассортимент республиканских производителей не должен превышать 50%.
В пресс-службе ритейлера «О’кей», комментируя взаимоотношения с местным производителем, заметили, что есть проблема объема и стабильности поставок такой продукции, ее качества, кроме того, у компаний «зачастую существует проблема с упаковкой, маркировкой и штрих-кодом».
Ряд местных производителей опасается конкуренции друг с другом. Как отметил директор совхоза «Рощинский» Анвар Абдрафиков, с идеей создания единого оператора он согласен при условии, что «не будет перехлеста товаров». Предпочтительнее при этом, добавил собеседник, просто «размещать товар друг у друга (в магазинах разных производителей.— „Ъ“), тем самым расширяя ассортимент».
Заместитель генерального директора по маркетингу ООО «Башкирский птицеводческий комплекс» (развивает бренд «Индюшкин») Ольга Деобальд в то же время считает целесообразной работу единого оператора в формате супермаркета «площадью не меньше 100 кв.м». Сотрудничество с крупными сетями для местного производителя проблематично, подтвердила собеседница: «Сложно работать из-за их требований и штрафных санкций. Для производителя скоропортящейся продукции, кроме того, проблема заключается в необходимости принятия возврата».
«Проекты подобного профиля анонсировались неоднократно, но, если не ошибаюсь, до этапа практической реализации ни один из них не дошел»,— заметил аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин. Одна из причин — «исключительно за счет продукции локальных производителей сложно сформировать сбалансированный ассортимент, что затрудняет формирование нормальной маржинальности».
«Даже в Республике Беларусь, при всем стремлении поддержать местного производителя, к дискриминации импортных товаров прибегают крайне осторожно,— разделяет его точку зрения управляющий активами ФК AForex Сергей Ковжаров.— Единственный способ поддержать местного производителя — обеспечить ему условия для производства конкурентоспособной продукции». Впрочем, по прогнозу эксперта, доля местных товаров на полках будет расти, в том числе из-за удорожания импортных товаров.
Эта тенденция может обойти мелких товаропроизводителей, для которых «остро стоит проблема стабильности качества продукции», отметил эксперт департамента персонального финансового планирования банка БКС Премьер Антон Шабанов. Один из выходов для них — создание сетей, аудитория которых сфокусирована на фермерских продуктах. «В Москве популярность этого направления в последние годы сильно выросла, поэтому и в регионах она может быть вполне успешна»,— заключил эксперт.