Крым примерит красные крылья
В Симферополь пошлют российские самолеты
Правительство России прорабатывает возможность перевода авиалиний крымского направления на самолеты Ту‑204 ульяновского производства в целях защиты авиаперевозчиков от вероятных санкций США и Европы. В связи с этим правительство Ульяновской области предлагает определить меры господдержки производства самолетов Ту‑204 СМ. Эксперты не уверены, что проработать возможные пути на случай санкций имеет смысл, но вероятность, что будет запущено в серьезном масштабе производство Ту‑204, очень мала.
В правительстве РФ решается вопрос об организации рейсов в Крым и Севастополь на российских самолетах Ту‑204. Об этом стало известно от пресс-службы правительства Ульяновской области, сообщившей о прошедшем в Москве под председательством Дмитрия Рогозина совещании межведомственной рабочей группы по мерам господдержки авиации. Как говорится в сообщении, обсуждались вероятные трудности, с которыми из-за санкций США и Европы могут столкнуться российские авиакомпании, выполняющие авиарейсы в Крым на самолетах иностранного производства. Чтобы избежать подверженности санкциям, было предложено использовать на авиарейсах в Крым самолеты российского производства, в данном случае — Ту‑204.
Как пояснил „Ъ“ руководитель управляющей компании «Ульяновский авиационный кластер» Вильдан Зиннуров, на совещании «прозвучало, что необходимо сформировать новую авиакомпанию, которая была бы полностью российская и с российской авиатехникой». «Это необходимо, чтобы увести от рисков те крупные российские авиакомпании, которые летают за рубеж. Если они при этом летают и в Крым, то их в Европе или Америке могут дискриминировать по каким-то признакам», — сказал господин Зиннуров. По его словам, «подобная практика в мире уже есть», когда авиакомпании попадавших под санкции стран Латинской Америки или Кипра выполняли только внутренние рейсы, тем самым выводя из-под удара международные авиакомпании.
«Инициатива была поддержана одним из акционеров авиакомпании Red Wings Airlines (речь идет о Сергее Кузнецове. — „Ъ“). Он сказал, что авиакомпания готова создать на своей базе новую авиакомпанию, которая бы выполняла авиарейсы исключительно на самолетах Ту‑204», — добавил глава ульяновского авиакластера. Предполагается, что новая авиакомпания будет подконтрольна Крыму, а базироваться будет в Симферополе, обеспечивая связь с Москвой и региональными центрами России.
Red Wings Airlines — бренд ЗАО «Ред Винс» (Москва, Домодедово). Основана в 1999 году под названием «Авиалинии 400», в 2007 году получила современное название. До 2013 принадлежала НРК бизнесмена Александра Лебедева. После авиакатастрофы (декабрь 2012 г.) и последующих санкций Росавиации была продана группе «Гута» за символический один рубль. Является крупнейшим российским покупателем Ту‑204. У Red Wings Airlines восемь самолетов Ту‑204–100 В. С ноября 2013 года выполняет рейсы в Махачкалу, Краснодар, МинВоды, Уфу.
Заметим, пассажиропоток аэропорта «Симферополь» по итогам 2013 года составляет 1,2 млн человек (в советское время доходил до 5 млн человек). В настоящее время авиарейсы Москва — Симферополь выполняют «Аэрофлот» (А320/321, ежедневно по два рейса, с мая — по четыре рейса), S7 Airlines (Boeing 737, ежедневно), UTair (Boeing 737, ежедневно).
Red Wings Airlines готова для выполнения авиарейсов в Крым задействовать весь свой флот, а также по лизингу шесть самолетов Ту‑204–300, находящихся в собственности ИФК. Однако, отмечает господин Зиннуров, на крымском направлении потребуется как минимум 20 самолетов Ту‑204, то есть для нормальной работы потребуется «как минимум еще шесть самолетов, скорее всего, Ту‑204 СМ, которые производятся на ульяновском «Авиастаре-СП». Правительство Ульяновской области в таком проекте заинтересовано, поскольку благодаря ему появится дополнительный заказ на Ту‑204 СМ, а активная эксплуатация существующего парка повысит потребность как в тяжелых формах ТОиР, так и в запасных частях, в чем также заинтересован «Авиастар-СП». «Мы не прекращали борьбу за новые заказы, постоянно отмечая, что «Авиастар» вынужден около трех лет держать несколько сот человек на уникальных направлениях этого проекта. К тому же, жалко, когда около 12 млрд рублей потрачено на создание самолета, а он оказался в подвешенном состоянии, а ждать госзаказов по одному самолету в год не очень разумно», — подчеркнул господин Зиннуров.
Правительство Ульяновской области подготовило обращения к президенту и премьер-министру РФ необходимость поддержки в данной ситуации реального заказа на Ту‑204 СМ, их серийного производства и создания пула запчастей. В обращении также отмечается о необходимости поддержки и Red Wings Airlines, «у которой есть свои финансовые затруднения». В разных вариантах предлагается господдержка в размере от 400 до 900 млн на каждый самолет. По данным „Ъ“, оценку вариантов поддержки сейчас рассматривает Минпромторг.
Как отреагируют на предложения другие авиакомпании, работающие на крымском направлении, пока неизвестно. По неофициальной информации, на самом совещании у Дмитрия Рогозина прямых возражений не было. Между тем в S7 Airlines „Ъ“ ответили, что изменений авиарейсов не планируют, «напротив, с июня планируется их увеличение в два раза». Авиакомпания «Аэрофлот» письменный запрос вчера оставила без ответа. В Red Wings Airlines от комментариев отказались, заметив, что «пока об этом говорить еще рано».
Глава аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что «пока никаких заявлений о санкциях в отношении авиакомпаний не было, а значит и нет предпосылок для замены самолетов на Ту‑204». «Но если санкции будут, то авиакомпании, летающие в Крым, скорее, покинут этот рынок, нежели будут делать ставку на новый тип воздушных судов. Наверное, имеет смысл проработать возможности, но вероятность того, что будет запущено в серьезном масштабе производство Ту‑204, очень мала. Существующего парка этих самолетов вполне достаточно, к тому же «Аэрофлот» намерен в этом году выводить из эксплуатации шесть самолетов Ил‑96, которые можно было бы приспособить на крымском направлении», — сказал эксперт.