Реформу отторгли до ее начала
В Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре надеются на сохранение системы МСУ
Законопроект, реорганизующий местное самоуправление для крупных городов и муниципальных районов, в Хабаровском крае восприняли негативно, хотя официально документ, внесенный в Госдуму 11 марта, в регион еще не поступал. Оппозиция уже обвиняет единороссов в попытке монополизировать местный уровень власти, но те и сами от новшеств не в восторге. На местах уверены, что будет принято компромиссное решение «не мудрить и не ломать там, где все отлажено». По данным „Ъ“, мэры и губернаторы дополнительно обсудят реформу в Москве в начале апреля.
Поправки к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления» (МСУ), напомним, были внесены в Госдуму группой депутатов 11 марта. Прежде всего они затрагивают организацию МСУ в крупных городах с районным делением (в регионе их два — Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре), где предлагается ввести двухуровневую модель управления. К горсоветам добавятся думы районов и посты их глав (сейчас в Хабаровске четыре его округа управляются комитетами, являющимися структурными подразделениями администрации, возглавляют их замы мэра). Парламенты городов с районным делением предложено формировать из депутатов, делегированных районами, районов субъекта — из глав поселений и депутатов собраний этих поселений. Глав городов с районным делением, внутригородских районов и муниципальных районов будут избирать депутаты соответствующего уровня из своего состава. Отвечать за хозяйство оставят сити-менеджеров, назначаемых конкурсными комиссиями, где региональные власти будут назначать половину членов.
Впрочем, законопроект в регион еще не поступил, сообщила вчера „Ъ“ глава комитета по вопросам госустройства и МСУ краевой думы Татьяна Мовчан. Пока не дошло письмо с ним из Госдумы и до краевого правительства, хотя согласно решению совета думы от 13 марта профильный комитет палаты должен собрать отзывы из регионов (так называемое нулевое чтение) до 11 апреля. Перспективы принятия проекта после волны протестов со стороны советов органов МСУ на федеральном уровне госпожа Мовчан оценивает критически. «Сломать отработанную практику? Маловероятно, что кто-то на это в итоге все-таки пойдет. Проект в текущем виде нереальный»,— говорит она.
Спикер гордумы Хабаровска Сергей Савков отмечает, что все новые подходы, изложенные в законопроекте, дополнены важным положением: «на усмотрение региона и муниципального образования». «Поэтому впереди большой разговор с выверенными знаками препинания. Допустить разрушение сложившейся системы взаимодействия было бы неправильно»,— говорит он. В тех субъектах, где взаимодействие региона и местных властей налажено, «не надо ничего мудрить, менять и ломать», уверен господин Савков. С ним согласна спикер гордумы Комсомольска-на-Амуре Светлана Баженова. «Деление в городах целесообразно проводить в крупных населенных пунктах центральной России, Сибири, а на Дальнем Востоке настолько больших городов нет, поэтому, возможно, есть смысл оставить все так, как есть»,— говорит она.
Вместе с тем господин Савков согласен, что взаимодействие населения и депутатов в Хабаровске можно было бы улучшить. Сейчас на одного избранника приходится 20-40 тыс. избирателей, а чтобы «дойти до населения», нужно 2-3 тыс. По данным Светланы Баженовой, в Комсомольске-на-Амуре на одного депутата приходится 8-12 тыс. жителей, но такая норма представительства нормальна, а вот если на депутата порядка 40 тыс. человек, как в Новосибирске, тогда он «работать полноценно с таким большим количеством людей не может физически».
В 90-е годы, вспоминает Сергей Савков, райсоветы в Хабаровске существовали, но тогда в горсовете было 150 депутатов, а в районах — по 40-60. «Когда один городской бюджет — это немыслимо, делить-то нечего!» — говорит он. Он также против и института сити-менеджера, при введении которого теряется доверие населения к власти, «которое очень дорогого стоит». По мнению хабаровского спикера, окружное самоуправление внутри города можно было бы реализовать через открытые обсуждения с населением каждого округа проекта городского бюджета. В течение года депутаты смогут контролировать расходование средств по округам, а в конце года на открытом заседании — отчитываться перед избирателями о выполнении бюджета. «Это решение я буду поддерживать», — сказал он. По данным „Ъ“, 4 апреля при Госдуме будет собрано совещание, где актив мэров городов и губернаторов обсудит реформу.
Оппозиция уже готова протестовать, если новый порядок все же примут. Глава фракции «Справедливой России» в краевой думе Сергей Ящук вчера сообщил „Ъ“, что председатель партии Сергей Миронов разослал в регионы обращение, в котором реформа называется противоречащей Конституции. Партийцам господин Миронов предлагает выражать протест любыми мерами, вплоть до проведения пикетов и митингов. «Если даже на районном уровне пройдет несколько депутатов от оппозиции, то дальше кто-то вряд ли попадет. Фактически это монополизация „Единой Россией“ власти»,— заявил Сергей Ящук.
Директор аналитического департамента UnitedTraders Михаил Крылов полагает, что райсоветы должны повысить управляемость городов, но запутают бюджетный процесс. Да и как дополнительные контролирующие инстанции они «быстро вольются в вертикаль экономической политики». А советы, не способные защитить местные интересы, станут «каналом выброса общественного недовольства политикой властей». Города с сити-менеджерами, например Калуга, Казань, Курск, стали развиваться более успешно, признает эксперт. Но в Чечне, Липецкой области и Краснодарском крае города успешны благодаря отсутствию управляющих, работающих по контракту. «Масштабы задач, стоящих перед отдельным городом, часто требуют идеального взаимодействия внутри государственного аппарата. В нем контрактники не всегда воспринимаются адекватно»,— отмечает Михаил Крылов.