Курчатовский институт потерял в академическом весе
Евгений Велихов не попал в президиум РАН
Вчера прошло первое собрание новой, объединенной РАН, в состав которой теперь уже официально вошли медицинская и сельскохозяйственная академии. Участники собрания практически единогласно приняли новый устав: президент РАН Владимир Фортов заявил, что документ получился "компромиссным", но при этом сохранил "основные традиции и нормы" академии. Устав отправится в правительство на утверждение, и вот на этом этапе, как сообщил "Ъ" источник в Кремле, у академиков могут "возникнуть серьезные проблемы". Собрание РАН утвердило и новый состав президиума академии, места в котором лишился президент НИЦ "Курчатовский институт" Евгений Велихов.
Собрание открыл глава академии Владимир Фортов, который напомнил коллегам о "драматических событиях" прошлого года. "Весной состоялись выборы руководства академии,— рассказал их победитель.— Все участники говорили о необходимости самообновления академии, для этого была подготовлена подробная программа". Однако через несколько месяцев премьер-министр Дмитрий Медведев неожиданно представил законопроект о кардинальной реформе РАН, который был сразу принят Госдумой в двух чтениях. После того как ученые всей страны вышли на протестные митинги, реформу удалось притормозить — к третьему чтению закон был серьезно скорректирован. "Исходный вариант вводил предельно бюрократическую систему управления наукой, что было бы губительно",— сказал господин Фортов. По итогам реформы РАН объединилась с РАМН и РАСХН, а их имуществом стало распоряжаться специально созданное Федеральное агентство научных организаций (ФАНО). Владимир Фортов не забыл подчеркнуть, что академия уже наладила "добрые и деловые" отношения с агентством. "Мы добились того, чтобы ФАНО подчинялось напрямую правительству, а не Минобрнауки",— добавил он. После этого президент РАН предложил больше не обсуждать реформу и принять ее как данность: "У нас еще будет возможность подзаконными актами корректировать то, что приносит вред нашей науке".
Одним из таких актов, видимо, должен стать устав новой академии. "В этом документе нам удалось отстоять возможность самостоятельно заниматься научными исследованиями. Это встречало сопротивление высокопоставленных чиновников,— заявил Владимир Фортов.— Таким образом, мы можем открывать новые институты и научные центры". По его словам, документ получился компромиссным, но сумел сохранить "основные традиции академии": свободу мнений, выборность всех руководителей и их обязательную ротацию, а также "отсутствие чиновничьей вертикали".
Первыми высказаться по поводу нового устава попросили главу РАМН Ивана Дедова и руководителя сельхозакадемии Геннадия Романенко (теперь они оба стали вице-президентами объединенной РАН). Стоит отметить, что год назад многие сотрудники РАН довольно негативно оценивали идею слияния с "малыми академиями", заявляя, что их научные достижения не столь уж велики. Видимо, поэтому оба вице-президента первым делом прочитали коллегам подробные лекции о своей деятельности. Иван Дедов долго перечислял разнообразные заболевания, с которыми боролись специалисты РАМН. "Коллеги, нас всех касается вопрос артериальной гипертензии",— строго напомнил он, посоветовав провериться у врача. Кроме того, академик рассказал об участии российских ученых в международной программе расшифровки генома и даже продемонстрировал несколько "интересных слайдов" с разными стадиями развития человеческого эмбриона. Свое выступление он закончил призывом принять устав и реально объединиться для совместной работы.
Глава РАСХН Геннадий Романенко рассказал присутствующим о результатах селекционной работы, которая много лет ведется в его академии. "Российские садоводы-любители все больше ориентируются не на внешнюю красоту овоща, а на его внутренние качества",— с гордостью отметил он. Есть и проблемы, не стал скрывать Геннадий Романенко, прежде всего в области выращивания сахарной свеклы. "Можно еще долго говорить о сельском хозяйстве, но давайте вернемся к вопросу устава. Мы за него единогласно",— закончил господин Романенко.
В кулуарах тем временем вспоминали, как накануне прошло обсуждение нового устава в Сибирском отделении РАН. "Самое короткое заседание, что я помню,— рассказал "Ъ" очевидец.— Аграрии вообще отпросились, у них свой прощальный банкет был. А мы с медиками решили: устав, конечно, плохой, но с таким законом деваться некуда. Проголосовали и пошли коньяк пить".
Остальные выступавшие старались говорить кратко. "Главное, что устав сохраняет единство научного пространства в нашей стране, единство научного сообщества, остальное будем дорабатывать",— пообещал член президиума академии Валерий Рубаков. "Устав — результат разумного компромисса между желаемым и возможным. Нужно наконец поставить точку в многомесячной дискуссии и двигаться дальше",— сказал председатель Дальневосточного отделения РАН Валентин Сергиенко. В итоге академики практически единогласно проголосовали за принятие устава.
Одновременно прошли перевыборы вице-президентов и членов президиума. В новый состав президиума неожиданно не попал президент Национального исследовательского центра (НИЦ) "Курчатовский институт" академик Евгений Велихов. Значительная часть научного сообщества по ряду причин недолюбливает его начальника, директора НИЦ "Курчатовский институт", члена-корреспондента РАН Михаила Ковальчука. В частности, многие считают его одним из вдохновителей реформы академии. Незадолго до собрания господин Велихов выступил в СМИ с предложением отменить разделение на членов-корреспондентов и академиков. По закону баллотироваться в президенты РАН могут только академики. Михаил Ковальчук в 2008 году был рекомендован общему собранию РАН для избрания в академики на отделение нанотехнологий и информационных технологий, но утвержден не был (см. "Ъ" от 30 мая 2008 года). Представители академического сообщества (просили не упоминать имен в СМИ), с которыми в кулуарах поговорил "Ъ", не исключили, что господин Велихов таким образом действует в интересах своего шефа.
Теперь документ должен отправиться на утверждение в правительство. И оттуда, возможно, вернется на доработку. "Надо понимать, что так просто дела не делаются, вопрос еще далеко не решен,— заявили "Ъ" в аппарате правительства.— Есть еще проект устава, подготовленный Минобрнауки. Итоговый документ должен быть результатом компромисса между ними". Вчера замминистра образования и науки Людмила Огородова заявила, что документ может быть отклонен, так как "функция РАН в уставе значительно расширена в сравнении с законом".
"Руководству академии было четко сказано: устав не должен ни в какой части противоречить новому закону о РАН. Все остальное — внутренние дела ученых,— рассказал "Ъ" источник в Кремле.— Правительство и Минобрнауки хотят, чтобы РАН занималась творческой работой, а не хозяйственными делами. Если устав противоречит этой концепции, то с его утверждением возникнут серьезные проблемы".