"Украине нужна децентрализация"
Председатель ПАСЕ рассказала "Ъ" о своем визите на Украину
Председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) АНН БРАССЕР побывала в западных и восточных областях Украины. Ситуация там станет главной темой сессии ПАСЕ в начале апреля. Свое видение этой ситуации, а также путей решения проблем русскоязычного населения глава ПАСЕ изложила корреспонденту "Ъ" МАРИИ ЕФИМОВОЙ.
— Русскоязычное население Украины говорит о проблемах после смены власти в стране. Вы это заметили?
— Да, я видела на Украине, например в Донецке, демонстрации русскоязычного населения. Люди выходили на улицы в том числе с требованием защитить их права. Они говорили, что не чувствуют себя в полной безопасности, что им пришлось столкнуться с давлением, с оскорблениями.
Украина — большая страна с разнообразным населением. И, безусловно, государство должно обеспечить каждому гражданину реализацию его прав, защитить права национальных и языковых меньшинств. Каждый гражданин должен иметь возможность разговаривать на родном языке.
— Федерализация Украины, на ваш взгляд, могла бы стать решением этих проблем?
— Никто из наших собеседников на Украине не высказался однозначно в том духе, что стране нужна федерализация. Но Украине, на мой взгляд, определенно нужна децентрализация. Местные и региональные проблемы должны решаться на соответствующем уровне местными и региональными властями с учетом интересов населения. Поэтому реформа системы местного самоуправления является одним из важнейших приоритетов для новых властей Украины. Ее можно провести на основе Европейской хартии местного самоуправления. Такая реформа позволит новым властям завоевать поддержку населения и преодолеть недоверие некоторых групп. Мы выступаем за единство Украины, где смогут жить в мире представители всех национальностей.
— У вас не создалось впечатления, что Украина испытывает вакуум власти?
— Страна переживает непростые времена, но демократическую систему невозможно создать мгновенно. Важно как можно скорее сформировать институты, которым население бы доверяло. Нужны честные выборы, серьезные изменения закона, эффективные меры в борьбе с коррупцией. Среди приоритетных задач — принятие новой конституции, за которым должно последовать принятие нового избирательного законодательства. В этих реформах помощь Украине готов оказать Совет Европы.
— Многие европейские политики выражали озабоченность ростом национализма на Украине. ПАСЕ собирается высказаться по этому поводу?
— В демократических странах в выборах участвуют радикалы как правого, так и левого флангов. Среди украинских националистов, к сожалению, есть экстремисты, но есть и более умеренные силы, выражающие чаяния какой-то части населения. Я встречалась с представителями "Свободы", они имеют определенную поддержку. Нужно уважать право граждан на выбор и в том случае, если он в какой-то мере падет на националистов.
— Почему Совет Европы поддержал насильственную смену власти на Украине?
— Революция никогда не проходит гладко, а это была революция против коррумпированных властей, вызывавших недовольство большинства. Президент Украины бежал. В условиях, когда он сам покинул свой пост, я думаю, мы имеем право считать происшедший процесс легитимным.
— В начале апреля пройдет сессия ПАСЕ. Чего ждать на ней России в свете последних событий?
— Присоединение Крыма произошло с нарушением конституции Украины и международных законов, в том числе Будапештских соглашений, подписанных РФ. Венецианская комиссия не признала законность крымского референдума. Руководству ПАСЕ поступили предложения лишить российскую делегацию права голоса и полномочий в ассамблее. Пока трудно сказать, какая из этих санкционных мер будет одобрена.
— А до исключения РФ из Совета Европы может дойти?
— Все может быть. Мне сейчас трудно сказать, как далеко зайдет нынешний кризис в отношениях РФ и Европы. Действия Москвы мы сочли недопустимыми и в 2008 году, когда российские войска вошли в Грузию, однако тогда Россия не зашла столь далеко. В любом случае я думаю, что сейчас нам важно продолжать говорить друг с другом, а ПАСЕ — удобная структура для ведения диалога.