А кадры кто?
Наряду со строительством инфраструктуры и привлечением инвесторов в туркластер ОАО «КСК» придется решить еще одну задачу: за короткий срок вывести индустрию гостеприимства на Кавказе на уровень, соответствующий мировым стандартам. Подготовка кадров — один из ключевых вопросов проекта.
Выбор приоритетов
Проблема подготовки кадров для работы в туристическом кластере СКФО активно обсуждалась еще на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге в июне 2012 года. Директор Европейского региона Всемирной туристской организации (UNWTO) Исабель Гаранья акцентировала внимание на том, что именно с поиском и профессиональным обучением специалистов для работы в индустрии туризма связаны особые сложности. При этом привлекательность курортов Северного Кавказа для отечественных и зарубежных туристов будет далеко не в последнюю очередь зависеть именно от уровня обслуживания.
Сегодня проблема стоит так же остро, а времени на ее решение остается все меньше. У отечественной индустрии гостеприимства есть опыт подготовки высококлассных специалистов в ограниченные сроки — совсем недавно завершилась зимняя Олимпиада. Но в случае с туркластером в СКФО ситуация осложняется тем, что основную массу кадров придется готовить «с нуля». И ведущая роль в этом процессе принадлежит вузам.
Ставка на вузы
ОАО «Курорты Северного Кавказа» разработало специальную концепцию обеспечения трудовыми ресурсами туристического кластера. Один из важных шагов в ее реализации — заключение соглашения с Северо-Кавказским федеральным университетом, которое было подписано 1 сентября 2013 года.
До 2018 года для развития туристического кластера на Северном Кавказе потребуется около 6 тыс. специалистов. В соответствии с кадровыми потребностями туристического кластера составлен перечень специальностей, он включает более 85 позиций. Это профессии, связанные с обслуживанием объектов горнолыжной инфраструктуры, эксплуатацией внутренней инженерной сети, организацией турпоездок, а также сферы культуры и досуга. Предполагается, что спектр специальностей начального и среднего образования, по которым ощущается острая нехватка квалифицированных кадров, будет в перспективе расширен.
Ректор СКФУ Алина Левитская подчеркивает, что перед вузом поставлена задача готовить студентов с учетом конкретных требований будущих работодателей. «Нам предстоит стать первопроходцами в становлении универсальной практико-ориентированной модели подготовки специалистов в сфере курортной деятельности,— поясняет ректор.— Выполняя эту работу, мы одновременно выполняем политическую сверхзадачу — вернуть курортам Северного Кавказа былую славу гостеприимного и процветающего региона».
Директор филиала Северо-Кавказского федерального университета в городе Пятигорске Татьяна Шебзухова поясняет, что при подготовке кадров СКФУ будет ориентироваться на передовой зарубежный опыт лучших международных школ гостеприимства и компаний, реализующих ведущие проекты в горнолыжной индустрии. По мнению эксперта, местное население является главным действующим лицом в развитии туркластера СКФО и должно быть в значительной мере вовлечено в процесс развития туриндустрии и сервиса.
Традиции кавказского гостеприимства станут конкурентным преимуществом курортов Северного Кавказа, уверена Татьяна Шебзухова. «Кавказское гостеприимство, являясь яркой, традиционной чертой жителей северокавказских республик, представляет собой фундаментальные основы успешного развития туристского кластера СКФО»,— резюмирует она.
Для более тесного взаимодействия с вузами также было решено включить генерального директора ОАО «КСК» Сергея Верещагина в Совет ректоров Северного Кавказа. Его основной задачей в составе Совета будет координация с профильными учебными заведениями субъектов СКФО по подготовке кадров для строящихся курортов.
От теории к практике
Модель практического взаимодействия ОАО «КСК» и СКФУ будет опробована на объектах первой очереди курорта «Архыз». Здесь студенты вуза смогут пройти летнюю производственную практику 2014 года.
«Практическая направленность обучения — это важнейший аспект процесса формирования комплекса профессиональных компетенций: подготовка специалистов для работы в туризме, с людьми из разных стран мира, не может и не должна вестись только по учебникам, — уверен Сергей Верещагин. — Мы надеемся, что в рамках производственной учебной практики студенты СКФУ — возможные будущие работники курортов Северного Кавказа — накопят свой собственный опыт».
Олимпийский опыт
6 марта 2014 года ОАО «КСК» заключило соглашение о сотрудничестве в реализации образовательных проектов с Российским международным олимпийским университетом (РМОУ). Сотрудничество предусматривает разработку и реализацию образовательных программ для менеджеров компаний-резидентов ОЭЗ в составе туркластера и работников ОАО «КСК». Образовательные программы будут касаться таких вопросов, как управление и эксплуатация курортов, спортивных сооружений и объектов инфраструктуры. Предполагается, что к обучению будут привлекаться ведущие российские и иностранные эксперты.
По словам ректора Льва Белоусова, РМОУ накопил существенный опыт подготовки профессионалов для российской и мировой индустрии спорта во время прошедших Олимпийских игр в Сочи. Вуз в довольно сжатые сроки смог подготовить высококвалифицированных специалистов в области управления спортивными объектами и инфраструктурой, организации соревнований, администрирования. Эти программы, уже доказавшие свою эффективность на практике, лягут в основу обучения специалистов для туркластера на Северном Кавказе.
Заниматься подготовкой кадров для Северного Кавказа будут и другие профильные вузы страны. Также будет задействован мировой образовательный потенциал. Как ранее заявлял генеральный директор КСК Сергей Верещагин: «У нас есть договоренности — с Лозаннской и Гаагской школами гостеприимства. Мы будем приглашать преподавателей этих школ читать лекции для студентов». Помимо обучения новых специалистов, перед создателями туркластера стоит задача переподготовки и повышения квалификации уже работающих сотрудников, возможной модернизации учебных программ с учетом передового зарубежного опыта.