Золото на хохлому

Нижегородские депутаты одобрили предоставление льгот предприятиям НХП

Правительство Нижегородской области предлагает компенсировать затраты на аренду магазинам, торгующим изделиями народных художественных промыслов (НХП), в общем объеме порядка 3 млн руб. до конца года. Соответствующий законопроект областной парламент поддержал в первом чтении, несмотря на то, что часть депутатов высказалась против прямого выделения бюджетных средств предприятиям торговли.

Чтобы народные промыслы чувствовали себя получше, продавцам решили дорисовать льготы

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Вчера депутаты законодательного собрания Нижегородской области рассмотрели поправки к закону «О народных художественных промыслах Нижегородской области», касающиеся предоставления налоговых льгот и финансовой поддержки организациям, которые производят и продают изделия НХП, а также обучают специалистов. В частности, речь идет о предоставлении налоговых льгот и субсидий магазинам, в общем объеме товаров которых изделия НХП составляют не менее 50% и не менее 30% от реализованной продукции. Как пояснял на прошлой неделе замминистра поддержки и развития малого предпринимательства Максим Подовинников, правительство предлагает компенсировать торговым организациям затраты на аренду площадей. «Сегодня в регионе разработаны меры поддержки для товаропроизводителей НХП, но нет поддержки сбыта этой продукции. В то же время затраты на аренду помещений, где располагаются точки по продаже НХП, высоки, потому что это центральная улица города Большая Покровская, Московский вокзал и аэропорт, где стоимость квадратного метра может достигать 5,2 тыс. руб.», — ­пояснил чиновник. Если меры поддержки будут введены со второй половины 2014 года, то расходы областного бюджета на компенсацию арендной ставки трем работающим сегодня магазинам составят 1,5 млн руб., а в перспективе — 3 млн руб. в год.

Обсуждение законопроекта вызвало дискуссии. Высказывая мнение профильного комитета по экономике, его председатель Михаил Гапонов предложил поддержать законопроект в первом чтении и внести ряд поправок ко второму. Председатель комитета по бюджету и налогам Александр Шаронов сообщил, что его комитет против принятия законопроекта в существующем виде и рекомендует отправить его на доработку. «На наш взгляд, представляется сомнительным давать живые деньги компаниям, торгующим НХП. Во-первых, непонятен перечень организаций, претендующих на поддержку. Во-вторых, критерии, прописанные в законопроекте, легко подтасовать. Поскольку мы не знаем, сколько организаций заявится на предоставление субсидий, мы не знаем, какие прямые затраты мы в итоге понесем», — прокомментировал Александр Шаронов. Он также отметил, что комитет не поддерживает решение снять средства с программы развития внутреннего туризма, чтобы поддержать магазины, поскольку эта программа как раз должна стимулировать спрос на сувениры.

Галина Клочкова напомнила коллегам, что они договаривались не рассматривать вопросы, касающиеся НХП, с точки зрения рынка: «Любые подходы, позволяющие нам сохранить представление о Нижегородской области как о родине хохломы, мы должны поддерживать. Я предлагаю принять законопроект и доработать». Александр Яицкий напомнил, что любое производство развивается, когда за продукцией выстраивается «очередь из купцов». ­«Если мы заинтересованы в развитии НХП, то мы должны заинтересовать торговлю. Льгота небольшая, и я считаю, что механизм будет работать, если заинтересовать сбыт». ­«Настоятельно рекомендую поддержать законопроект. У нас в области живет 3 млн человек, а магазинов всего пять. Речь идет просто о перераспределении средств», — ­выступила Наталья Засыпкина. В разговор вновь вмешался Михаил Гапонов: «В возражениях есть логика. И у меня самого поддержка торговых сетей вызвала внутренние сомнения. Но я поговорил с производителями, и меня удивило то, что они поддерживают эту инициативу. Один из глав предприятий сообщил мне, что маркетинг важен и сам факт наличия магазина художественных промыслов на Покровке уже много значит». «Давайте называть вещи своими именами. Магазин „Художественные промыслы“ мы продали. Я туда заходил — нижегородской продукции на всех прилавках не более 10%. Нам говорят, что субсидии будут распределять по принципу — кто первый встал, того и тапки, а первыми встанут как раз „Художественные промыслы“», — добавил Владимир Буланов.

В итоге за принятие в первом чтении проголосовал 31 депутат, против — семь.

По словам директора ООО «Нижегородский сувенир» Сергея Соколова, выделение субсидии может быть эффективной мерой поддержки сбыта НХП, поскольку основная часть затрат приходится на аренду помещения, и его компания собирается на нее претендовать. «Мы платим по 1,5 тыс. руб. за кв. м, в месяц получается 400 тыс. Это значительная сумма при торговле матрешками», — говорит господин Соколов. Но, по его словам, есть и обратная сторона медали: «Не исключено, что арендные ставки поднимутся и все средства уйдут просто на аппетиты собственников».

Александра Викулова

Вся лента