"Русал" разочаровал LME по правилам
Компания успешно оспорила их изменение в суде
"Русал" в Высоком суде Лондона добился признания недействительными новых правил Лондонской биржи металлов (LME), которые должны были вступить в силу в апреле и привести к резкому снижению премии за поставку металла вне очереди. Для "Русала", чья себестоимость выше спотовых цен на металл, размер премии крайне важен. В LME "разочарованы" решением суда и могут его обжаловать.
"Русал" выиграл спор с Лондонской биржей металлов (LME) в Высоком суде Лондона об утвержденных в минувшем ноябре новых правилах хранения металла. Согласно правилам (должны были вступить в силу 1 апреля), сроки очередей на отгрузку металла с конкретного склада должны были ограничиваться 50 днями (сейчас 200-300 дней), при превышении этого порога объем выгрузки металла должен превышать объем погрузки. Полная стоимость алюминия для потребителей складывается из индикативной цены на LME и премии за его поставку вне очереди. На складах LME сейчас хранится около 5,4 млн тонн алюминия.
Как поясняет источник, близкий к "Русалу", компания жаловалась на то, что LME не раскрыла базовые данные и материалы в процессе консультаций, не провела анализ рисков и результатов изменения правил, "отдала предпочтение мнению узкой группы людей, отвергнув другие варианты" и "руководствовалась собственными финансовыми интересами" (LME получает 1,1% c ренты ассоциированных складов). Биржа не приняла во внимание мнение участников отрасли, считают в "Русале", тогда как новые правила приведут к падению премии за поставку алюминия, а разрыв во времени между началом снижения премий и началом роста цены металла может составить полтора-три года. Премия принципиальна для "Русала", потому что себестоимость его металла уже выше котировок LME.
В решении суда, в частности, говорится, что за время консультаций поступило десять рекомендаций ввести отмену или снижение складской ренты в качестве альтернативы механизму балансировки складских запасов и сокращения сроков хранения, но LME не приняла их во внимание. В итоге судья Джастис Филлипс решил, что консультации и решение LME были "незаконными".
Таким образом, в силе остаются действующие правила LME, а биржа должна провести новые консультации. Глава "Русала" Олег Дерипаска выразил надежду, что новые правила по итогам предстоящих консультаций "будут способствовать повышению прозрачности механизма ценообразования и рынка в целом". Представитель LME заявил, что биржа "разочарована" итогами судебного рассмотрения.
"Мы продолжаем считать, что иск "Русала" является совершенно необоснованным, сейчас находимся в процессе юридических консультаций в отношении наших возможных действий, включая апелляцию или повторную консультацию",— говорят в LME. В американской Alcoa заявили "Ъ", что компания "призывает биржу привести предложенные изменения в полное соответствие с процедурными требованиями". В норвежском производителе алюминия Hydro заявили, что "в целом поддерживают меры, которые обеспечат прозрачные и прогнозируемые рамочные условия" для отрасли.
Олег Петропавловский из БКС отмечает, что вариант отмены или сдерживания платы за хранение металла, который стал одним из аргументов в суде, выгоден в первую очередь потребителям, ведь в конечном итоге он может привести к активному насыщению рынка со складов, владельцы которых могут ограничить сроки хранения. Источник, близкий к "Русалу", говорит, что сама компания поддерживает планомерную разгрузку складов, если металл будет уходить потребителям: тогда снизится психологическое давление на цены, которое формируют сейчас складские запасы.
Игорь Лебединец из "ВТБ Капитала" указывает, что цена алюминия на бирже определяется балансом спроса и предложения, тогда как спот-премия (сейчас $270 за тонну при спот-цене металла $1700 за тонну) — это также и "издержки финансовых инструментов". Поэтому, полагает аналитик, скорее всего, до формулирования и вступления в силу новых правил LME премия останется на высоком уровне.