Михаил Саакашвили не вышел в сеть

Грузинской прокуратуре не удалось допросить экс-президента по Skype

Бывший президент Грузии отверг компромиссное предложение генеральной прокуратуры о «дистанционном допросе». Оно было высказано представителем ведомства после того, как экс-президент не явился на допрос в качестве свидетеля по десяти уголовным делам против бывших чиновников его администрации.

Экс-президент Грузии Михаил Саакашвили

Фото: Александр Яловой, Коммерсантъ

Михаил Саакашвили прокомментировал предложение генпрокуратуры Грузии после состоявшихся в Киеве переговоров с экс-премьером Украины Юлией Тимошенко. Выйдя к журналистам вместе с ней, бывший президент говорил исключительно по-грузински для журналистов, прибывших из Тбилиси. При этом госпожа Тимошенко все время стояла рядом и кивала головой, хотя вряд ли понимала, о чем идет речь.

«Видно, испугались международного давления и изменили формы»,— сказал господин Саакашвили, выразив уверенность в том, что согласие прокуратуры допросить его по Skype вместо немедленного объявления в международный розыск стало прямым результатом усилий западных стран. «Им хорошо объяснили европейцы и американцы, во что это может вылиться»,— отметил экс-президент Грузии. После чего добавил, указав на Юлию Тимошенко: «По примеру этой госпожи видно, чем заканчиваются подобные кампании и такое использование прокуратуры».

В своем кратком выступлении Михаил Саакашвили выразил уверенность в том, что «реально в Грузии процессами управляет не тот, кто называет себя главой правительства». По мнению экс-президента, премьер Ираклий Гарибашвили лишь выполняет указания миллиардера Бидзины Иванишвили. Следовательно, как подчеркнул бывший президент, «этот процесс не имеет никакой легитимности». «У меня много серьезных дел, чтобы не тратить время на подобные глупости»,— резюмировал Михаил Саакашвили.

Накануне представитель генеральной прокуратуры Грузии заявил на специальном брифинге, что бывший глава государства «не должен отказываться от сотрудничества со следствием по важнейшим уголовным делам», а прокуратура «готова использовать метод дистанционного допроса».

Ранее этот метод в Грузии уже применялся. Например, в отношении бывшего министра юстиции Зураба Адеишвили. Получив политическое убежище в Венгрии, Зураб Адеишвили дал показания по Skype из Будапешта по делу о конфискации телекомпании «Имеди» у наследников покойного бизнесмена Бадри Патаркацишвили. Согласно закону, во время дистанционного допроса в процессе должны участвовать судья, прокурор и адвокат.

Соратники Михаила Саакашвили по бывшей правящей партии «Единое национальное движение» (ЕНД) полностью поддержали решение своего лидера. «Неудивительно, что он отказался участвовать в клоунаде, организуемой Иванишвили и его слугами»,— сказал “Ъ” член парламента от ЕНД Нугзар Циклаури.

По данным “Ъ”, в случае дальнейшего отказа Михаила Саакашвили от предложений прокуратуры вопрос о его экстрадиции из США для «принудительного привода на допрос в качестве свидетеля» вновь может встать в повестку дня. Если же прокуратура не отреагирует на отказ свидетеля дать показания, то адвокаты бывших чиновников, в том числе экс-министра внутренних дел Вано Мерабишвили и бывшего министра обороны Бачаны Ахалая, по делам которых и планировалось допросить господина Саакашвили, смогут поставить под сомнение правомочность судебных процессов и обвинений против своих подзащитных.

Почему у следствия накопились вопросы к Михаилу Саакашвили

Следователи намерены допросить Михаила Саакашвили по десяти уголовным делам пока в роли свидетеля. Среди них — дело о проведении мятежа военными танкового батальона ВС Грузии в Мухровани в 2009 году и дело о незаконных действиях в отношении семьи бизнесмена Бадри Патаркацишвили. Читайте подробнее

Георгий Двали, Тбилиси

Вся лента