Опцион раздора
Почему владелец Anywayanyday не дал топ-менеджерам опцион, и что из этого вышло
Талантливые менеджеры нередко выкручивают руки владельцу компании, требуя опцион. Удерживать их или лучше расстаться, рискуя создать конкурента?
"Наемные менеджеры из ИТ-отрасли зачастую переоценивают свою значимость для бизнеса,- говорит совладелец онлайн-сервиса по покупке авиабилетов и бронированию отелей Anywayanyday (AWAD) Кирилл Подольский.- Они просят долю в компании, но, не получив ее, уходят в надежде, что бизнес без них развалится".
Нередко акционеры, стараясь удержать ключевых сотрудников, идут им на уступки, предоставляя опционы.
Но Кирилл Подольский, похоже, не из их числа. В марте 2013 года из AWAD ушел ИТ-директор Андрей Вильчинский, а вместе с ним исполнительный директор Раиса Левина и финансовый директор Ольга Петрунина. По словам Вильчинского, он рассчитывал получить опцион, но, так и не дождавшись решения владельца, уволился.
Уходы команд в ИТ-отрасли - явление обычное. Для компании Подольского это уже не первый случай. Петр Кутис, возглавлявший AWAD с 2007-го по 2010 год, рассчитывал получить опцион, но тоже не сумел договориться с владельцем. В результате Кутис ушел и создал конкурента - компанию OneTwoTrip. В 2013 году OneTwoTrip опередила AWAD по показателю среднемесячного оборота: 1,4 млрд руб. против 1,2 млрд руб. Может, стоило поделиться?
Печальная доля
Владелец AWAD не одинок в своем отношении к опционным программам. "Программисты - наглецы и хамы,- заявил СФ еще один интернет-инвестор.- Просят и зарплату, и долю в компании. Это бесит". Но у Подольского есть рациональное объяснение своей позиции. "Программисты - как правило, молодые люди, безграмотные в управлении бизнесом и наивные в жизненных ситуациях,- рассуждает 43-летний Кирилл Подольский.- Я много лет работаю в реальном секторе экономики, где сталкивался с такими проблемами, на фоне которых уход нескольких менеджеров не кажется мне сложной ситуацией".
Своим основным бизнесом - торговлей зерном - Подольский начал заниматься в середине 1990-х. Тогда Кирилл руководил компанией "Югтранзитсервис", одним из трех крупнейших агрохолдингов на юге России. В 2006 году из-за конфликта с акционерами он ушел вместе с командой и создал конкурента - Valars Group. Через год Подольский выкупил "Югтранзитсервис". Компанию Anywayanyday предприниматель начал создавать в 2007 году вместе с Петром Кутисом. По словам Подольского, он выделил Кутису опцион на 11% акций Anywayanyday. Договоренность была устной, но владелец обещание сдержал, когда в 2010 году Tiger Global Management выкупил 40% компании за $10 млн. Подольский предложил менеджеру в рамках кэшаута (продажа инвестору акций, которые принадлежат учредителям компании.- СФ) $550 тыс., то есть 11% тех $5 млн, которые были выделены на выплаты существующим акционерам. "Узнав о появлении нового инвестора, Петр захотел получить не только $550 тыс., но и реализовать весь свой опцион за $2,75 млн",- рассказывает Кирилл. Однако Подольский рассудил как инвестор, который на тот момент вложил в компанию солидную сумму. Он выплатил Кутису лишь $550 тыс., а опцион обещал сохранить, если Петр останется в компании. Но менеджер решил покинуть ее. Сам Кутис от комментариев отказался. Впрочем, уход ключевого сотрудника и появление нового конкурента никак не повлияли на отношение Подольского к опционам.
Вторая волна
"У Подольского никто не будет сидеть без дела,- говорит один из знакомых бизнесмена.- Он платит своим топам очень хорошие зарплаты, но и требует полной отдачи. Когда понимает, что менеджер перестает приносить ощутимую пользу бизнесу,- легко расстается с ним". Андрей Вильчинский начал работать программистом в AWAD с момента основания компании. После ухода Кутиса в 2011 году он возглавил разработку проекта. По словам Вильчинского, акционеры не вмешивались в оперативное управление компанией, многие сервисы он придумывал и запускал сам. Например, создал отдел по поддержке интернет-ресурса, отделы развития бронирования отелей и авиабилетов, мобильной разработки. За время работы Вильчинского штат программистов вырос с десяти до 50 человек. Финансовые показатели компании тоже росли: в 2011 году объем продаж увеличился почти в три раза по сравнению с 2010-м, до $189 млн, а в 2012 году по сравнению с 2011-м - в два раза. По словам Подольского, Вильчинский получал неплохую зарплату и бонусы, которые были привязаны к росту выручки. Но уже в 2012 году его перестала устраивать роль наемного менеджера. Он понимал, что рост рынка и продаж компании не будут вечными, в дальнейшем выручка станет зависеть от эффективности вложений в маркетинг и рекламу, а эти направления Вильчинский не контролировал.
По словам Андрея, ему было важно ощущать проект своим собственным. В каких-то моментах он боялся рисковать, чтобы не подставлять акционеров и не нести убытки. А в случае успеха не мог его полностью разделить - за свои заслуги он получал бонусы и "спасибо". Вильчинский несколько раз напоминал Подольскому о необходимости разработать опционную программу для сотрудников. В начале 2012 года владелец даже нанял юристов для составления опционного соглашения, по которому к концу года Вильчинский получил бы 1% AWAD. Но документ так и не был согласован и подписан. По словам Андрея, Кирилл не спешил заключать соглашение, а разговоры об опционах вызывали у владельца раздражение. В итоге весной 2013 года Вильчинский и его коллеги уволились. Сейчас Андрей запускает собственный проект в интернете, но пока не готов о нем рассказывать.
Подольский так прокомментировал эту историю: "Я не могу логически объяснить уход Вильчинского, он был продиктован, скорее всего, эмоциональным порывом". По словам предпринимателя, уход команды сорвал ему очередной раунд по привлечению инвестиций: инвесторы решили не вкладываться в бизнес, который остался без ведущих управленцев. Тем не менее Кирилл не жалеет об их уходе. К тому же замену ушедшим менеджерам он нашел меньше чем за месяц.
Твердая позиция владельца AWAD по поводу опционов позволила ему сэкономить какую-то сумму денег. Но возможно, потерял он больше.