Велосипедистам везде у нас дорожка
А скутеристам придется обзавестись правами
Вчера вступили в силу поправки в федеральные Правила дорожного движения (ПДД), облегчающие жизнь велосипедистам. Водителей автомобилей обязали пропускать их на поворотах, а для владельцев двухколесного транспорта предусмотрели три новых типа полос, в том числе выделенные на проезжей части. ПДД также предписывают иметь водительские права владельцам мопедов и скутеров, однако эксперты не понимают, как это сделать: соответствующие обучающие программы еще даже не утверждены государством.
Постановление о поправках в ПДД было вчера опубликовано на сайте правительства РФ. Документ содержит ряд новых норм регулирования велосипедного движения. Так, водителям машин предписано уступать дорогу велосипедистам при повороте направо и налево (раньше они обязаны были делать это только при пересечении с велосипедной дорожкой). Кроме того, было определено само понятие велосипедной дорожки, ранее отсутствовавшее в ПДД. Теперь это фактически выделенная полоса для велосипедистов, "конструктивно отделенная от проезжей части". Примерно так же будет выглядеть и новая "велопешеходная дорожка" — разве что пользоваться этой отделенной от проезжей части полосой смогут еще и пешеходы. Наконец, передвигаться на двухколесном транспорте можно будет по еще одной новинке — "полосе для велосипедистов". Это полоса уже на самой проезжей части, отделенная от основной трассы "горизонтальной разметкой" и обозначенная дорожными знаками — по аналогии с выделенными полосами общественного транспорта. Движение автомобилей и мотоциклов по "полосе для велосипедистов" запрещается (исключение делается для мопедов).
В случае если все три типа полос на дороге отсутствуют, велосипедистам разрешается двигаться по правому краю проезжей части, а если и это невозможно — по обочине или тротуару. Оговаривается, впрочем, что если проезд по тротуару или обочине создает помехи пешеходам, то "велосипедист должен спешиться". При этом лицам младше 14 лет выезжать на дорогу запрещается в любом случае. Наконец, автомобилистам разрешается обгонять велосипедистов даже в зоне действия знака "Обгон запрещен". Примечательно, что новые штрафы для велосипедистов за нарушение ПДД не вводятся (по действующему законодательству они наказываются штрафом в 800 руб.). В ГИБДД РФ заявили, что "нормально" относятся к правилам для велосипедистов, пояснив, что они соответствуют Венской конвенции о дорожном движении.
В правилах уточняется и само понятие велосипеда. Если раньше речь шла о двухколесном транспорте, которое приводится в движение "мускульной силой", то теперь этот агрегат может иметь и большее число колес, а двигаться еще и с помощью небольшого электродвигателя мощностью до 0,25 кВт. Однако оговаривается, что велосипедом считается аппарат, где двигатель автоматически отключается на скорости свыше 25 км/ч. К слову, транспорт с более мощным электродвигателем (до 4 кВт) ПДД теперь предписывают считать мопедом. Наконец, уточняется и понятие пешехода — теперь это не только идущие пешком лица, спешившиеся велосипедисты и мотоциклисты, но также и граждане на роликовых коньках, самокатах или "аналогичных средствах".
В ПДД содержатся новации и для владельцев мопедов и скутеров. Так, они теперь обязаны двигаться по правому краю проезжей части, не могут поворачивать налево или разворачиваться на более чем двухполосных трассах, а также появляться на дороге без "застегнутого мотошлема". Но — самое главное — граждане за рулем мопедов теперь обязаны иметь водительские права (они будут выдаваться с 16 лет) и предоставлять их по требованию инспектора ГИБДД. В правительстве РФ надеются, что поправки в ПДД уменьшат количество спорных ситуаций на дорогах, повысят безопасность "наименее защищенных участников" дорожного движения и "сделают города более удобными для жизни".
Эксперты не понимают, как будет реализовываться норма о правах для водителей мопедов. Новые бланки водительских прав (в которых скутерам отведена новая категория M) начнут выдавать уже с 1 апреля, для их получения гражданам нужно обучаться в автошколах, но соответствующие программы подготовки еще не утверждены. "Программы не зарегистрированы Минюстом, поэтому обучать на права для мопедов и получать их не представляется возможным",— говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. "Фактически поставили телегу впереди лошади",— соглашается и первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.
В Межрегиональной ассоциации автошкол сетуют, что аналогичная ситуация с неготовностью программ и невозможностью выдачи прав сложилась еще по шести новым категориям, вводимым с 1 апреля, например, на квадроциклы и машины с автоматической коробкой передач. Госпожа Шутылева надеется, что ситуация разрешится в течение месяца, но господин Лысаков настроен более пессимистично — по его мнению, госаппарат будет готов к новинкам в ПДД не ранее конца 2014 года.
В ГИБДД РФ вчера не смогли прокомментировать ситуацию, предположив, что "на этот счет будет разъяснение".