Кондукторов заменит электроника
Общественный транспорт Петербурга перейдет на разовые аппараты
Смольный готовится провести новый эксперимент в общественном транспорте Петербурга. С 1 апреля ГУП "Горэлектротранс" выведет на маршрут первые десять троллейбусов с автоматами по продаже разовых билетов. Аналогичным оборудованием оснастят один автобус "Пассажиравтотранса". Эксперты подсчитали, что оснащение подобными аппаратами всех городских общественных маршрутов может обойтись городу в 250 млн рублей.
Эксперимент по установке автоматов по продаже разовых билетов проходит в рамках тестирования открытой бескондукторной системы оплаты проезда, при которой попасть в салон можно будет через любую дверь салона. Смольный уже не первый год заявляет о намерении избавиться от кондукторов и оснастить все общественные маршруты электроникой. С этой целью еще несколько лет назад наземный транспорт "Пассажиравтотранса" и "Горэлектротранса" был оборудован электронной системой оплаты проезда (так называемыми стационарными валидаторами). Сейчас за кондукторами в автобусах осталась функция сбора наличных средств и выдачи разовых билетов, а также контроля за безбилетниками.
Конкурс на закупку автоматов по продаже разовых билетов был объявлен "Горэлектротрансом" в ноябре 2013 года. По итогам аукциона победитель торгов, петербургская компания "Т-Проджект", поставил заказчику десять аппаратов на общую сумму 800 тыс. рублей.
В тестовом режиме будут работать десять троллейбусов, обслуживающих маршрут N 8, курсирующий между Арсенальной улицей и Балтийским вокзалом. На бортах троллейбусов с новой системой оплаты проезда будут наклеены стикеры, сообщающие о том, что в данном транспортном средстве используется автомат по продаже разовых билетов.
Как пояснил коммерческий директор "Т-Проджект" Мишель Франсуа, принимать автомат будет только монеты достоинством 1; 2; 5 и 10 рублей. "Для покупки билета у вас должна быть необходимая сумма без сдачи, потому что аппарат сдачу не выдает. С помощью аппарата можно купить до пяти билетов одновременно, при этом он не допускает переплат. Операцию можно отменить в любой момент, аппарат сразу вернет вам деньги", — рассказал господин Франсуа.
В "Горэлектротрансе" "Ъ" сообщили, что в первые две недели тестовой эксплуатации в салонах троллейбусов будут работать сотрудники предприятия, которые будут подсказывать пассажирам, как правильно воспользоваться аппаратом. В дальнейшем до окончания эксперимента, который продлится около двух месяцев, пассажиры будут пользоваться нововведением самостоятельно.
Аналогичным образом с 1 апреля начнет работать один аппарат, установленный на автобусном маршруте N 40 компании "Пассажиравтотранс", следующем от Автобусного переулка в Коломягах до проспекта Культуры.
В компании сообщили, что автомат предоставлен на бесплатной основе московской фирмой "Штрих-М", длительность эксперимента на маршруте составит около трех месяцев. В отличие от аппарата "Горэлектротранса", аппарат московской компании выдает сдачу.
Напомним, что в комитете по транспорту рассматривают вариант второго — закрытого — способа оплаты проезда, который работает в Москве. В столичном общественном транспорте пассажиры входят только через переднюю дверь и дальше попадают в салон через турникет, считывающий электронные билеты, в случае их отсутствия билет покупается непосредственно у водителя.
Однако планы Смольного по установке турникетов вызвали серьезное недовольство у петербуржцев. Жители города опасаются, что данное нововведение вызовет дополнительные очереди на входе в общественный транспорт. Сразу после этого комитет по транспорту распространил сообщение о том, что турникеты установят на наименее загруженных маршрутах, в качестве примеров назывались маршруты "Пассажиравтотранса" N 5 (ст. метро "Пролетарская" — "Ладожская"), N 57 ("Купчино" — "Волковская") и N 229 ("Кировский завод" — железнодорожная станция Сергиево).
В "Пассажиравтотрансе" рассказали, что пока не знают, когда начнется эксперимент, в пресс-службе комитета по транспорту также не обозначили дату начала тестирования. Поставлять оборудование за собственный счет в дальнейшем будут московские компании "Солярус" и "Социальные системы".
По оценке экспертов, закупка аппаратов для разовой выдачи билетов для всего городского подвижного состава может обойтись городскому бюджету в 250 млн рублей. Средняя стоимость одного аппарата оценивается в 80 тыс. рублей. При этом стоимость одного турникета, установленного в городских автобусах и троллейбусах, варьируется от 250 до 300 тыс. рублей.