Пенсионные фонды пошли на три рекорда
Борьба за новых клиентов получилась острой
Кампания 2013 года по переводу граждан в негосударственные пенсионные фонды оказалась богатой на рекорды. Частным структурам удалось собрать самый высокий процент забракованных договоров на перевод накоплений, при этом перевести рекордное число граждан из Пенсионного фонда России и увести максимум клиентов у конкурентов.
Как и предполагал "Ъ" (см. "Ъ" от 24 марта), почти половина заявлений о переводе средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) по итогам 2013 года оказались недействительными: Пенсионный фонд России (ПФР) вынес по ним отрицательные решения. Об этом свидетельствует статистика о переходной кампании 2013 года, которую ПФР опубликовал в пятницу.
Всего территориальные органы ПФР за год приняли 18,1 млн заявлений на перевод накоплений (для сравнения: в 2012 году таких заявлений было 8,8 млн, в 2011 году — 6,6 млн, в 2010-м — 4,8 млн). Положительные решения были приняты по 9,9 млн заявлений: 6 млн человек перевели свои накопления из ПФР в НПФ, 152 тыс.— вернулись из НПФ в ПФР, 367 тыс.— изменили выбор управляющей компании, а 3,4 млн — сменили один НПФ на другой. Одновременно ПФР вынес отрицательное решение по 45% заявлений, то есть 8,2 млн граждан не смогли перевести накопления из-за того, что неправильно заполнили документы.
В ноябре "Ъ" сообщал о том, что средства 2,42 млн граждан, подписавших заявление об уходе из ПФР, переведут в НПФ еще до конца 2013 года: вместе с заявлением на переход в частный фонд они подписали и заявление о вступлении в программу софинансирования пенсии. В таком случае ПФР передает накопления в НПФ в течение трех месяцев. За счет этого НПФ уже получили около 89 млрд руб. Накопления еще 3,58 млн "молчунов" поступят в фонды только после их акционирования и вступления в систему гарантирования АСВ (не раньше 2015 года) — это около 128 млрд руб. Таким образом, в 2015 году активы НПФ могут составить около 1,3 трлн руб.
Важная тенденция переходной кампании 2013 года — активизация перехода граждан из одного НПФ в другой. Если в 2012 году одну частную структуру на другую сменили 1,3 млн граждан, то в этом году их уже 3,4 млн человек. Следовательно, это каждый третий клиент, которого фондам удалось перевести. "Конкуренция между фондами нарастает,— говорит замдиректора Института развития социального страхования Дмитрий Алексеев.— Кроме того, заявления о переходе из ПФР в НПФ чаще забраковываются Пенсионным фондом. Человек уже мог подписать годом ранее заявление на переход, но ему было отказано. Не зная об этом, он в новом заявлении указал, что является клиентом НПФ, это ошибка, и в переходе ему вновь отказывается".
По данным источников на пенсионном рынке, средний отток базы у НПФ составил 10-20%. "Безусловно, если фонд активно занимался привлечением, то притоки перекрыли оттоки. Но в любом случае владельцев фондов такие показатели по уходу клиентов не радуют: получается, что привлечение одного клиента обходится значительно дороже",— отмечает руководитель крупного НПФ. Проблема в том, что фонды могут заниматься лишь привлечением, а не удержанием, подчеркивают эксперты. "Чтобы клиенты были к нам лояльны, нужно время, нужен постоянный контакт с ними. К сожалению, бывает, что мы только успели получить деньги нового клиента, а он уже подписал заявление в другой фонд",— сетует президент НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Сергей Эрлик.
Впрочем, в этом году лояльность граждан к выбранному фонду стала директивной. Теперь заявление об уходе в НПФ или о смене одного фонда на другой гражданин должен подавать в ПФР самостоятельно, ранее эту функцию выполняли агенты НПФ. Зампред правления ПФР Николай Козлов сообщил, что темпы привлечения клиентов в НПФ по итогам первых двух месяцев снизились почти в десять раз.