Украинские вагоны не доехали до России
Их продажи рухнули на 85%
Обострение кризиса между Москвой и Киевом сильно ударило по украинским производителям грузовых вагонов, которые традиционно поставляли основной объем продукции в Россию. В результате на фоне общей стагнации вагонного рынка производство украинских заводов упало на 85% из-за отсутствия экспортных контрактов. Место поставщиков с Украины давно рассчитывали занять отечественные заводы, но производство большинства из них, за исключением крупнейших игроков, тоже продолжает падать.
Производство грузовых вагонов в СНГ в январе--феврале снизилось на 24%, до 11 тыс. штук, следует из данных агентства "Infoline-Аналитика". Больше всего (на 76%) упал выпуск украинских заводов, ориентированных в основном на экспорт в Россию. Падение коснулось почти всех: "Азовмаша" (на 85%), Крюковского вагоностроительного завода (на 80,6%), Стахановского вагоностроительного завода (на 81,9%).
Резкое падение производства вагонов на Украине связано с потерей российского рынка из-за ухудшения взаимоотношений между двумя государствами, поясняет глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. По его словам, всего в 2014 году из Украины было экспортировано только 700 вагонов, на 85% ниже, чем в 2013 году. В денежном выражении снижение еще сильнее — на 88,5%, до $40,1 млн, поскольку средняя цена на экспорт за один вагон снизилась с $75 тыс. до $57 тыс. Основными покупателями украинских вагонов до сих пор являлись "ВЭБ-Лизинг", Государственная транспортная лизинговая компания, "Трансфин-М" и операторы — "Спецэнерготранс", "Импром", Федеральная грузовая компания. Впрочем, источники "Ъ" на рынке уверяют, что снижение объемов закупок украинских вагонов связано "в первую очередь с общим перенасыщением вагонного рынка". Гендиректор "Спецэнерготранса" Максима Мироненко тоже подтвердил "Ъ", что закупки у украинских заводов были прекращены "не по политическим причинам", а в связи с отсутствием необходимости пополнения парка в условиях переизбытка вагонов.
По словам Михаила Бурмистрова, сейчас закупки у украинских производителей осуществляют в небольших объемах только аффилированные с ними структуры. По его оценке, ситуация может обернуться для предприятий "простоями производства, сокращением персонала и ухудшением финансового состояния". По словам источника "Ъ" среди российских вагоностроителей, несколько недель назад "Азовмаш" приостановил ряд производств и отправил в отпуска часть сотрудников. В "Азовмаше" и других украинских заводах на запросы "Ъ" не ответили.
Впрочем, производство большинства российских вагоностроителей тоже падает (см. таблицу). Исключение составили лишь крупнейшие заводы — государственный Уралвагонзавод (УВЗ) и Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ) Александра Несиса, объемы производства которых выросли на 9,9% и 52,9%. Но основную часть их продукции купили аффилированные с ними "УВЗ-Логистик" и Rail 1520. Небольшой рост в 1,5% показал и "Рузхиммаш", который входит в "Русские машины" Олега Дерипаски. В 2014 году ТВСЗ планирует выпустить до 15 тыс. инновационных вагонов, причем 1-1,5 тыс.— на площадке других заводов. Сейчас, по словам исполнительного директора Объединенной вагонной компании (ОВК, управляет ТВСЗ и Rail 1520) Дмитрия Бовыкина, завод уже договорился о размещении своих заказов на мощностях "Алтайвагона", Рославльского вагоноремонтного завода, НКВЗ и белорусского Могилевского вагоностроительного завода. В планах УВЗ нарастить в этом году производство до 23,5 тыс. вагонов, из которых 7,2 тыс. будут инновационными, часть вагонов УВЗ тоже рассчитывает произвести на мощностях заводов-партнеров. В "Рузхиммаше" сообщили "Ъ", что планируют выпустить в этом году 6 тыс. вагонов. Но в целом в СНГ, по оценкам "Infoline-Аналитики", объемы выпуска вагонов упадут на 40%.