"Сейчас завершается этап реакции западного мира на присоединение Крыма к России"
США и Россия согласились с необходимостью политического решения украинского кризиса. Глава МИД Сергей Лавров и глава госдепартамента США Джон Керри провели переговоры в Париже. По итогам встречи Керри отметил, что США не намерены определять пути развития Украины, однако они могут способствовать созданию соответствующего климата для переговоров. Декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Андрей Суздальцев ответил на вопросы ведущей Оксаны Барыкиной.
В ответ на заявление Лаврова о необходимости федерализации Украины Джон Керри отметил, что "это не США должны определять, украинцы должны сами определить, каким путем им двигаться вперед".
О.Б.: Как вы оцениваете итоги переговоров Керри и Лаврова?
А.С.: Официально продвижений каких-либо нет, люди еще раз обменялись своими позициями, они известны, там нет никаких сдвигов и расхождений по поводу не только судьбы Украины, но и российско-украинских отношений. Естественно, они оказывают свое влияние на российско-американские отношения. Но диалог всегда лучше, чем противостояние, которое вываливается только на страницы СМИ, где всевозможные яркие выступления конгрессменов и деятелей нашей Госдумы. Первый позитив — то, что есть диалог. Такую задачу поставили себе и президент Обама, и президент Путин.
Второе, мы должны видеть, что сейчас завершается этап реакции западного мира, США и Евросоюза, Канады на референдум в Крыму и присоединение Крыма к России. То есть, опробованы были различные формы санкций, Запад еще раз убедился, что мы на эти санкции не реагируем, и влияния на Россию оказалось совсем немного. Я не думаю, что этап окончательный, будут еще попытки как-то вернуться к санкциям, но, в принципе, санкции дались дорого, потому что Обама, американский истеблишмент буквально давил на европейские политические классы, выбивал участие Европы в санкциях против нас, убедился, что это не очень-то оказалось удачно и даже контрпродуктивно.
В частности, были взяты обязательства поставлять американский газ на европейский рынок, но как, каким путем и когда это будет — неизвестно. В общем-то, тут обе стороны зашли в тупик: американцы ничего сделать не могут, военного решения нет, политического тоже нет, значит, включаются дипломатические круги, наверное, экспертное сообщество. Эта процедура долгая, здесь только начало пути, будем надеяться, что эта встреча и будет началом пути, когда начнут искаться всевозможные варианты, формулировки, позволяющие выйти из этого тупика, где сейчас судьба Крыма и судьба Украины оказываются даже второстепенными, потому что это вопрос о влиянии на соседние страны.
Керри говорит, что это вопросы украинского народа. Какого народа украинского? Там же несколько народов проживает, это очень интересный момент. Второй момент: мы прекрасно понимаем как специалисты, что жить в стране, где господствующей идеологией объявлен этический национализм, практически невозможно. Тех же самых этнических русских больше 8 млн. То есть эти вопросы очень тяжелые и интересные, и надо их продвигать.
О.Б.: Как дальше будут развиваться события с вашей точки зрения?
А.С.: Сейчас включатся структуры экспертных организаций, засядут, начнется поиск каких-то вариантов, и, видимо, появится какая-то дорожная карта по выходу из кризиса, конечно, очень аморфная, очень формальная, но она сделает некоторые контакты постоянными. Это, естественно, лучше, чем любая конфронтация. Тем более, нужно учитывать, что Украина сама находится в очень тяжелом периоде, она сейчас находится в нескольких процессах довольно тяжелых и разрушительных.
Во-первых, мы не говорим уже, способна ли нынешняя украинская власть сделать выборы президентские, но не решен вопрос с востоком и юго-востоком, то есть с либеральным сепаратизмом, не решен вопрос с экономикой, экономические отношения в этой ситуации на Украине очень тяжелые, нынешние процессы, там странная система власти, демократия Украины, где включен Майдан. Жителям Украины хватает чем заниматься, они сейчас начинают сосредотачиваться на своих внутренних проблемах.