Дальний Восток помчится в тройке
В Госдуму могу внести противоречащие друг другу законопроекты о развитии региона
Как стало известно „Ъ“, проект закона о территориях опережающего развития (ТОР), разрабатываемый Минвостокразвития, оказался не единственным регламентирующим документом. На обсуждении находится два нормативно-правовых акта об особых экономических зонах (ОЭЗ), которые отчасти дополняют, отчасти противоречат друг другу. При этом на реализацию предложенного Минвостокразвития подхода не хватает средств, а практика ОЭЗ на Дальнем Востоке не показала своей эффективности. Эксперты считают, что реально работающим подходом станет тот, который максимально учитывает особенности регионов.
Законопроект, названный «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона», который подготовлен вице-спикером Совета федерации (СФ) Вячеславом Штыровым, поступил для обсуждения в региональные парламенты, в частности в законодательную думу Хабаровского края. В проекте предусматривается расширить перечень особых экономических зон, среди которых появятся агропромышленные, оленеводческие, звероводческие, ОЭЗ по развитию аквакультуры, биоресурсного портового типа — всего 14. Допускается создание зон смешанного типа. Федеральный центр будет вправе привлекать управляющие компании, а также передавать отдельные полномочия органу по управлению ОЭЗ субъектам. Также предусматривается особый статус участника инвестпроектов, позволяющий в упрощенном порядке проходить административные процедуры. Для финансирования предусмотрено создание Инвестфонда Дальнего Востока и Байкальского региона.
Вместе с тем, проект господина Штырова вступает в противоречие с изменениями в закон об особых экономических зонах ФЗ-116, которые подготовило Минэкономики России. Совещание по данным поправкам состоялось в министерстве 17 марта. В нем вовсе предлагается отказаться от разделения ОЭЗ на типы. Между тем, Минвостокразвития готовит проект закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока». Но в открытом доступе его пока нет. Более того, по данным „Ъ“, его не могут получить на руки даже высокопоставленные представители дальневосточных субъектов.
Проект Минвостокразвития может быть внесен в Госдуму 21 апреля. 20 марта в правительстве состоялось обсуждение законопроекта, по завершении которого дальневосточный полпред Юрий Трутнев рассказал о некоторых предложенных мерах. В частности, это возможность «изъятия из законодательства РФ» отдельных норм, в результате чего станет возможным создание для ТОР отдельных режимов налогообложения, порядков прохождения административных процедур.
Кроме того, полпред выразил недовольство работой дочки ВЭБа — ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», который «не израсходовал на Дальний Восток за все время существования ни рубля». «Мы будем создавать фонд в новых рамках, он не должен быть дочерним обществом ВЭБа, он будет одним из четырех институтов развития (три других — ОАО «Дальний Восток», АНО «Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Дальнего Востока», АНО «Агентство по развитию человеческого капитала Дальнего Востока»)», — пообещал полпред.
Недоволен господин Трутнев и позицией Минфина, так и не выделившего необходимые для реализации инвестпроектов в 2014 году 170 млрд руб. По его словам, для контроля за исполнением правительственных поручений по развитию Дальнего Востока создадут отдельную рабочую группу, у которой будут полномочия вносить предложения о дисциплинарном наказании неисполнительных руководителей ведомств. В самом фонде не стали комментировать претензии Юрия Трутнева, на запрос „Ъ“ о профинансированных проектах в организации не ответили.
В правительстве Хабаровского края говорят, что судить о выгодах, которые принесут региону упомянутые законопроекты, пока сложно. В частности, вряд ли можно ожидать передачу полномочий по управлению Советско-Гаванской ОЭЗ в регион: она создавалась и будет работать как федеральная. Однако упразднение типов ОЭЗ может упростить задачу краевых властей, признала замминистра экономического развития Хабаровского края Валентина Григорьева. «Думаю, это правильно, ведь есть высокорентабельные виды бизнеса, а есть проекты с длительным сроком окупаемости, требующие больших вложений, например в туристической сфере. Эти проекты должны совместно работать на развитие ОЭЗ, и было бы неправильно разделять их по типу»,— считает она.
Роман Гринченко из «Инвесткафе» отмечает, что хотя ключевые моменты у законопроектов об ОЭЗ схожи, подход Вячеслава Штырова более масштабный и подразумевает изменения в целом ряде федеральных законов. При этом проект учитывает отдельные особенности региона, что может позитивно отразиться на успехе его реализации. По мнению аналитика, основной приоритет правительству надо сделать на повышении привлекательности обрабатывающих отраслей и выпуске продукции высокой стадии готовности, так как на данный момент значительная часть экспорта приходится на сырье.
Директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов напоминает, что особые экономические зоны создаются сроком на 20 лет, в то время как зоны территориального развития и территории опережающего развития формируются географически. Причем ТОР, вероятно, будет иметь срок действия 12 лет. «Дальнему Востоку подходит ТОР, потому что прогнозировать развитие территории на 20 лет вперед сложнее и потому что ОЭЗ меняет место территории в хозяйственном комплексе, выделяя одну составляющую в каждом регионе, тогда как для ТОР характерно более хаотичное распределение предприятий по местности»,— отметил эксперт.