Office на iPad: кто в выигрыше?
После крайне затянувшегося ожидания самый популярный офисный пакет в мире появился на самом популярном планшете в мире. Что это — признание победы Apple в битве экосистем, или начало новой эпохи роста Microsoft?
Выхода Microsoft Office на iPad ждали давно. Примерно с появления первого iPad. Ну, второго — уж точно. Редмондский гигант долго игнорировал планшетный рынок, потом сосредоточился на собственных изделиях для этого сегмента (Surface, Windows RT и т.п.), и при этом систематически игнорировал бурно растущий сегмент Android- и iOS-планшетов. Уже в прошлом году стало ясно, что ждать рыночного триумфа Windows-планшетов можно долго, а аудитория уходит на альтернативные офисные платформы (и не приносит Microsoft денег, которые могла бы) прямо сейчас. Однако Стив Балмер так и не дал финальной отмашки на выход во «вражеские» магазины приложений. Это сделал Сатья Надела, новый босс Microsoft, реализуя новую стратегию компании, которая лаконично названа «Mobile first, Cloud first», то есть: «сначала — мобильные, сначала — облако».
Офисный пакет для iPad состоит из приложений Word, Excel, PowerPoint и OneNote. Весьма интересным представляется отсутствие Outlook. Просмотр документов и показ презентаций доступны бесплатно. Для редактирования документов требуется подписка Office 365. Это давно известный продукт Microsoft, который теперь становится доступен на еще одной платформе. Его стоимость в России составляет 2490 р., в которые входит возможность пользоваться свежей версией Office на пяти любых устройствах (компьютеры PC и Mac, планшеты Windows или iOS, смартфоны), 20 Гб в облачном хранилище OneDrive (в девичестве SkyDrive) и ряд других функций.
Как раз эта особенность бизнес-модели вызывает больше всего вопросов. Пользователи, которые не привыкли к «облачным» предложениям Microsoft, воспринимают эту цену как стоимость iPad-приложения и негодуют, поскольку конкурирующий пакет iWork от Apple стал вообще бесплатным, а альтернативные приложения вроде Polaris Office стоят порядка 300-400 рублей. О возможности пользоваться той же подпиской и тем же комплектом приложений на четырех других устройствах и цене «голого» хранилища в том же iCloud на уровне 1300 руб. за 20 Гб они просто не догадываются или забывают.
Аналитиков рынка, в свою очередь, занимает другой аспект — при покупке подписки через iPad Microsoft отдает стандартные 30% в Apple. Это воспринимают как победу Apple, которая может зарабатывать на успехах конкурента. Фактически ситуация скорее является взаимовыгодной, поскольку Microsoft получит доступ к наиболее дешевому в техподдержке (в силу малой фрагментации) и платежеспособному сообществу владельцев планшетов. По оценке Forrester, благодаря наличию iPad-версии Microsoft сможет зарабатывать до $1,5 млрд в год. Для Apple, в свою очередь, наличие MS Office означает фактическую «легитимизацию» iPad как платформы для бизнеса, открывая пусть к новым корпоративным контрактам.
Из отчетности Apple известно, что, по данным компании, 90% всех активаций планшетов в корпоративном секторе приходится на iPad, однако компания не входит в детали, какие именно функции возложены на планшеты, и какую долю в объем объеме продаж iPad (26 млн. за последний квартал) составляют корпоративные контракты. По наблюдениям за российским рынком можно сделать вывод, что планшеты пока чаще всего попадают в бизнес через «черный ход» под названием BYOD (принеси-свое-устройство), и появление Office может несколько изменить эту картину.
Весьма вероятно, что выход Office для iPad — далеко не последний поход Microsoft на платформы прямых конкурентов. Новый подход компании подразумевает, что максимум ее продуктов должен быть доступен пользователям вне зависимости от того, с какого устройства он работает, и чьего производства это устройство. Ключевой задачей для компании станет обеспечение одинакового пользовательского опыта на всех платформах. В случае c iPad это в целом получилось — функции и облик офисного пакета мало отличаются от «настольной» версии.