«Томск Авиа» открыла неизвестного инвестора
Перевозчик начал переговоры о продаже своих активов MX Group
ООО «Авиакомпания „Томск Авиа“» начало переговоры с британской финансовой компанией MX Group о продаже ей своих активов. В «Томск Авиа» рассчитывают за счет привлечения инвестора поправить финансовое положение: кредиторская задолженность регионального перевозчика в прошлом году оценивалась в 300 млн руб. Эксперты скептически оценивают вероятность сделки с малоизвестной компанией.
ООО «Авиакомпания „Томск Авиа“» создано в апреле 2006 года. Выполняет регулярные рейсы из Томска, Красноярска и Новосибирска. Парк компании насчитывает 46 воздушных судов, однако эксплуатируются только 12. Из них три самолета относительно новые — Cessna 208B Grand Caravan, остальные — Ан-24 и Ан-26, вертолеты Ми-8. По данным базы Kartoteka.ru, совладельцами «Томск Авиа» являются через ООО «ПромАвиаСервис» Дмитрий Пятин, Неля и Аделина Дубовиковы. В собственности юрлиц, аффилированных с перевозчиком, находятся здания и сооружения аэропортов Стрежевой и Пионерный, а также ряда вертолетных площадок.
Руководство и собственники ООО «Авиакомпания „Томск Авиа“» провели в Москве предварительный этап переговоров с MX Group (Великобритания) о приобретении этой компанией активов «Томск Авиа». Как пояснил вчера „Ъ“ заместитель директора томского авиаперевозчика по перспективному развитию Олег Данилов, цель переговоров — привлечение инвестиций. «Наша компания испытывает определенные финансовые проблемы, и привлечение инвестиций мы оцениваем положительно как для компании, так и для региона», — подчеркнул он. По словам господина Данилова, собственники «Томск Авиа» готовы предоставить инвестору «любую часть своих активов — и авиационную часть, и аэропортовую инфраструктуру, вплоть до приобретения авиакомпании в целом».
Как сообщал „Ъ“, в 2012 году авиакомпания получила более 8 млн руб. чистой прибыли (в девять раз больше, чем годом ранее), выручка при этом составила более 1,3 млрд руб. (плюс 21,5%). Однако в прошлом году «Томск Авиа» оказалась в трудной финансовой ситуации. Ее кредиторская задолженность на середину года составила 300 млн руб. Компанию пытались обанкротить ОАО «Авиакомпания „ЮТэйр“» из-за долга более чем в 16 млн руб., ОАО «Псковавиа» (около 6 млн руб.) и др. Правда, по данным арбитражного суда Томской области, «Томск Авиа» удалось урегулировать споры с этими кредиторами, погасив долги.
Принять участие в финансовом оздоровлении регионального перевозчика планировала администрация Томской области. В конце прошлого года она начала переговоры с руководством «Томск Авиа» о приобретении не менее 25% в уставном капитале компании при условии «полной открытости активов и совместном управлении финансовыми процессами». Однако недавно областные власти отказались от этих планов, объяснив такое решение чрезмерной финансовой нагрузкой перевозчика. Вчера в пресс-службе обладминистрации не стали комментировать возможное появление у «Томск Авиа» инвестора из Великобритании, объяснив это тем, что «соответствующей информацией не обладают».
Аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов скептически оценивает вероятность реализации сделки, прежде всего потому, что о MX Group «практически ничего не известно». «В случае если она все же состоится, на рынке авиаперевозок появится иностранная компания, которая сможет участвовать в программе субсидирования региональных перевозок», — предположил господин Арнаутов.
Вчера Олег Данилов сообщил, что в первой половине апреля ожидается визит представителей MX Group в Томск «для дальнейшего ознакомления с авиакомпанией и продолжения диалога».