ОАО РЖД споткнулось на шпалах
На монополию пожаловались в ФАС
Как стало известно "Ъ", "Северсталь-метиз" оспорила в ФАС условия конкурса ОАО РЖД по продаже на конкурсе 50% минус две акции крупнейшего в России производителя шпал "Бетэлтранса". По данным "Ъ", "Северсталь-метиз" считает, что условиям конкурса удовлетворяет только ООО "Фоссло Кожифер — СП-Технология", которое в 2013 году уже приобрело у монополии Новосибирский стрелочный завод. Но в ОАО РЖД уверяют, что условия конкурса согласованы с правительством.
Подконтрольная "Северстали" компания "Северсталь-метиз" оспаривает в ФАС условия проводимого ОАО РЖД конкурса по продаже 50% минус две акции "Бетэлтранса" (БЭТ) начальной стоимостью 2,97 млрд руб., рассказали "Ъ" источники на рынке. По их данным, жалоба "Северстали" от 26 марта и касается квалификационных требований к участникам конкурса о том, что претендент должен иметь опыт работы в производстве или реализации "железобетонной продукции для предприятий транспортной инфраструктуры", то есть шпал или элементов верхнего строения пути. Выручка от их продаж за последний год у претендента должна составлять не менее 700 млн руб.
По словам одного из источников "Ъ", "Северсталь-метиз" считает, что этим требованиям может соответствовать только ООО "Фоссло Кожифер — СП-Технология" (принадлежит нидерландской Vossloh Cogifer — SP Technologies B.V.). Оно в 2013 году уже выкупило у ОАО РЖД 75% акций Новосибирского стрелочного завода (НСЗ) за 2,03 млрд руб., говорит один из собеседников "Ъ" в металлургической отрасли. Других компаний, имеющих аналогичный масштаб бизнеса, в России просто нет, добавил он. Но если эта компания приобретет еще и БЭТ, то фактически станет монополией по производству верхнего строения пути, так как НСЗ выпускает 60% всех стрелочных переводов в России, а БЭТ — 95% железобетонных шпал, считает собеседник "Ъ".
В "Северстали" отказались комментировать обращение в ФАС. Но источник, знакомый с ситуацией, говорит, что "Северсталь-метиз", которая уже выпускает рельсовые скрепления, планирует расширить производство и поэтому собирается поучаствовать в конкурсе на покупку БЭТ.
Правительство распорядилось продать БЭТ (сейчас 100% акций у ОАО РЖД) еще в 2011 году, но монополия утвердила продажу только в декабре 2013 года. Тендер объявлен 4 марта и должен завершиться 13 мая. БЭТ объединяет девять заводов по производству железобетонных шпал. Выручка компании в 2013 году — 23,6 млрд руб., чистая прибыль — 661 млн руб.
В ФАС "Ъ" сообщили, что еще не получили жалобу "Северстали". В ОАО РЖД сообщили "Ъ", что условия конкурса записаны в правительственной директиве по продаже БЭТ (в аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова не смогли уточнить эту информацию). В Vossloh Cogifer на запрос "Ъ" не ответили, связаться с ООО "Фоссло Кожифер — СП-Технология" и его гендиректором Юрием Амелиным (по неофициальной информации, также является акционером НСЗ) не удалось.
Ярослав Кулик из ArtDeLex считает, что у "Северстали" есть все шансы оспорить условия тендера, если компании удастся доказать, что под установленные требования подходит лишь один претендент. Но монополия, отмечает юрист, выбрала форму конкурса, которую надо согласовывать с правительством, и в некотором смысле обезопасила себя от каких-либо претензий. Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что условия конкурса противоречат антимонопольным требованиям. Он уверен, что переход стратегического производства под контроль иностранной компании требует как минимум дополнительного контроля над деятельностью покупателя. Кроме того, эксперт отмечает, что спрос на продукцию БЭТ продолжит расти в связи с реконструкцией БАМа и Транссиба.