"Томск Авиа" хочет улететь в Англию
Авиаперевозчик надеется продать свои активы британскому инвестору
Авиакомпания "Томск Авиа" ведет переговоры с британской финансовой компанией MX Group о продаже ей своих активов. В "Томск Авиа" рассчитывают за счет сделки поправить финансовое положение: кредиторская задолженность регионального перевозчика в прошлом году была на уровне 300 млн руб. Однако на авиарынке ничего не знают про MX Group, да и перспективы крошечной "Томск Авиа" называют сомнительными.
Собственники авиакомпании "Томск Авиа" сообщили, что провели предварительные переговоры с британской MX Group о продаже ей активов перевозчика. Как пояснил вчера "Ъ" замдиректора авиаперевозчика по перспективному развитию Олег Данилов, "авиакомпания испытывает определенные финансовые проблемы" и поэтому "положительно оценивает" привлечение инвестиций. По словам господина Данилова, собственники "Томск Авиа" готовы предоставить инвестору "любую часть своих активов — и авиационную часть, и аэропортовую инфраструктуру, вплоть до приобретения авиакомпании в целом". В первой половине апреля ожидается визит представителей MX Group в Томск "для продолжения диалога".
"Томск Авиа" создана в 2006 году. Выполняет регулярные рейсы из Томска, Красноярска и Новосибирска. Парк компании насчитывает 46 воздушных судов, но эксплуатируются только 12. Из них лишь три самолета Cessna 208B Grand Caravan являются относительно новыми, остальные — Ан-24 и Ан-26, вертолеты Ми-8. Пассажиропоток по итогам 2013 года составил 83,5 тыс. человек. По данным базы Kartoteka.ru, совладельцами "Томск Авиа" являются через ООО "Промавиасервис" Дмитрий Пятин, Неля и Аделина Дубовиковы. В собственности юрлиц, аффилированных с перевозчиком, находятся здания и сооружения аэропортов Стрежевой и Пионерный, а также ряда вертолетных площадок. Выручка в 2012 году — 1,3 млрд руб., прибыль — 7,5 млн руб.
Перевозчик оказался в трудной финансовой ситуации в 2013 году. Его кредиторская задолженность на середину года составляла 300 млн руб. Компанию пытались обанкротить "ЮТэйр" из-за долга более чем в 16 млн руб., ОАО "Псковавиа" (около 6 млн руб.) и др. Но, по данным арбитражного суда Томской области, "Томск Авиа" удалось погасить долги. Сейчас в арбитражных судах находятся 14 исков к "Томск Авиа" на общую сумму 13 млн руб. Среди основных истцов — "Газпром авиа" и "Газпромнефть-Аэро Томск".
Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, с недоверием отнеслись к потенциальному британскому инвестору. Никто из них не слышал о MX Group и о том, связана ли она как-либо с авиабизнесом. Ничего не знают про возможную сделку и в администрации Томской области. В открытых источниках тоже нет информации про MX Group. В интернете есть лишь сайт британской компании с таким названием, которая занимается производством душевых кабин. При этом и сама авиакомпания "с уставным капиталом 10 тыс. руб. и несколькими исками вряд ли может кого-нибудь серьезно заинтересовать", говорят участники рынка. Главы аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев согласен, что сейчас "Томск Авиа" "имеет сомнительные перспективы". Но, добавляет эксперт, бывают случаи, когда инвестор приходит в авиакомпанию в первую очередь ради получения сертификата эксплуатанта — чтобы потом выстроить на этой базе совершенно новый бизнес.