"Интервью с Познером – это сеанс рентгена"
Телеведущий Владимир Познер 1 апреля отмечает 80-летний юбилей. Журналист сообщил в интервью агентству ИТАР-ТАСС, что будет отмечать свой день рождения в Париже — городе, в котором он родился. Об особенностях его профессионального пути рассуждает журналист Виктор Лошак.
Леонид Парфенов как-то заметил, что у главного телесобеседника страны русский язык не просто не родной, а третий, на котором он стал говорить. Конечно, из его судьбы следует его и журналистская, и человеческая оптика. Родился во Франции, жил в Штатах, бежал с семьей из Германии, в 19 лет оказался студентом биофака МГУ… В телемостах эпохи перестройки он открывал советским людям Америку, а американцам – Советский Союз. Кто бы мог подумать, что его космополитизм, открытость миру и знание его через 30-летие после начала перестройки станут таким мощным раздражителем законодателей страны, для которой он прожил большую часть жизни?! Какое-то время назад российский парламент чуть не принял закон, адресованный конкретно Познеру. "Пендаля таким под зад", — сформулировал тогда суть большой законодательной работы бывший охранник депутат Луговой. Тут, что называется: скажи мне, кто твой враг, и я скажу, кто ты.
Кстати, качество журналистики Познера еще и в том, что он считает важным разговаривать в эфире с людьми, взгляды которых не разделяет. Его гостями были Кургинян, Охлобыстин, Яровая, Леонтьев… Кому-то он кажется непробиваемым со своим прищуром, улыбкой, всегда готовым вопросом. Но нет. Для умного человека ничто бесследно не проходит. Вот интервьюер спрашивает Владимира Владимировича, не хочет ли он, после больших телефильмов о Франции, Америке, Германии сделать, наконец, фильм о России? "Мне не закажут фильм о России — мне постоянно говорят, что я тут чужой, — отвечает журналист. — Я очень хотел быть своим… Я всю жизнь мечтал об этом".
Потрясающе, как во времена, когда некоторые его герои не по разу поменяли свои симпатии и убеждения, Познер продолжает немодно утверждать и свой атеизм, и собственные либеральные ценности, и необходимость служить аудитории, а не государству. Может быть именно за то, что он вот такой, а никакой другой, его и любят? Написал знаменитую биографию "Познер о Познере" и перевел биографию "Битлз", любит петь по-французски, теннис и красное вино. Но главное, что он профессионален. По себе скажу: интервью с ним – это сеанс рентгена, когда просвечивают тебя не только сегодняшнего, каким ты хочешь казаться, но и вчерашнего, и позавчерашнего.
Познер невесело говорит о сегодняшней нашей профессии ("есть журналисты,но нет журналистики"), но это для другого разговора. А сегодня: с юбилеем Вас, мэтр телеэфира!