"Для чиновников эта мера оправданна"
В Госдуме хотят запретить госслужащим иметь двойное гражданство и получать иностранное гражданство еще в течение десяти лет после увольнения. Инициативу с ведущими Олегом Богдановым и Оксаной Барыкиной обсудил лидер движения "За права человека" Лев Пономарев.
Автором законопроекта выступил депутат от "Справедливой России" Алексей Казаков. Он предложил ввести запрет на гражданство и вид на жительство в других странах для государственных служащих, а также членов их семей. 31 марта в Госдуму были внесены еще два законопроекта о двойном гражданстве. Один из них предусматривает штраф в размере 200 тыс. руб. за сокрытие гражданства иностранного государства. Второй законопроект вводит более жесткое наказание за то же действие — штраф составляет до 300 тыс. руб., также предусматривается лишение свободы на срок до трех лет.
Ок.Б: Чем объясняется такое большое количество законопроектов о двойном гражданстве, внесенных в Госдуму? Мы, честно говоря, уже начали путаться, где двойное, где второе?
Л.П.: Как правильно вы говорите, разговор идет о втором гражданстве. Двойное гражданство — это у нас, по-моему, с одной из стран: Туркменистан и Таджикистан. Очевидно, что те инициативы, о которых вы говорите, связаны с двумя гражданствами, скажем так. Конечно, все это направлено против стран Запада — Соединенных Штатов Америки — потому что сейчас в этом видят основных оппонентов и даже врагов России. Здесь я хочу сказать, что для чиновников, особенно если они будут допущены до государственных секретов, эта мера в каком-то смысле оправданна, но она, по-моему, и сейчас соблюдается.
Ясно совершенно, что из всех допущенных к государственным секретам, это довольно нелепо, если одновременно он является еще и гражданином другой страны, любой страны. Не надо для этого закон принимать. Достаточно указа президента или еще чего-нибудь, но ясно, что уже между собой чиновники разберутся, что и как делать. А вот, конечно, наиболее опасно эти инициативы связаны с гражданами. Во-первых, это вмешательство в их частную жизнь, и, кроме того, это как бы общая тенденция: как можно больше всего запрещать.
Здесь хочу привести пример. Видимо, сейчас преобладает тенденция влиять на события за рубежом путем государства, то есть государство угрожает, государство вводит войска, как мы знаем уже, так сказать, занимается аннексией. А есть еще другое понятие, понятие "мягкой силы", когда граждане этой страны являются, может быть, гражданами другого государства, бывают там часто или имеют там собственность, и они распространяют идеологию страны и как бы дух страны в другие государства. Я думаю, что этим много пользуются. Допустим, китайцы, японцы. Они просто живут, и в этой стране культура их страны, которую они представляют, распространяется в другие страны. Это и есть "мягкая сила". Я так понимаю, Россия отказывается от "мягкой силы", не доверяет своим гражданам. Не доверяет и таким гражданам: например, гражданин имеет в Болгарии собственность, имеет гражданство Болгарии, и одновременно он гражданин России, обычный гражданин, он никакой не чиновник. Это хорошо и правильно, что тут плохого?
О.Б.: Лев Александрович, а он должен оповестить государство, где он платить налоги будет? Наверное, для государства это принципиальный вопрос.
Л.П.: Мне кажется, это вторично в данном случае. Разговор идет об обычных гражданах, разговор не идет о крупном бизнесе, по-моему. Все-таки этот закон принимается для всех граждан, поэтому разговор не идет об уплате налогов, а именно о том, что не доверяют гражданам и вмешиваются в их частную жизнь. По-моему, это плохо, недопустимо, да и вообще Конституция не допускает принятия закона, который ухудшает ситуацию с правами человека. Это вмешательство в частную жизнь.
О.Б.: С налогами все-таки штука такая серьезная достаточно, потому что если открываешь счет, допустим, в зарубежном банке, нужно оповестить наш Центральный банк. Если платишь налоги в том государстве, то тут вопрос как раз с точки зрения резидентуры возникает: резидент какого ты государства? То есть в России ты платишь налоги или в той же Болгарии. Как пишут "Ведомости", власти США прекратили переговоры с Россией по соглашению об обмене налоговой информацией. Это в качестве неформальных санкций за Крым. Получается, налоговая тема приобретает особый интерес с точки зрения двойного гражданства, как думаете?
Л.П.: Смотрите, просто идет эскалация враждебных наших отношений с Западом, запретительная эскалация. Но я должен, к сожалению, отметить, что первоисточником является позиция России. Надо думать, как сохранить соглашения со Штатами, и вот это выстраивание "железного занавеса", который сейчас реально Россия выстраивает против Запада, надо прекратить. Надо идти навстречу Западу и понимать, что мы являемся источником этого напряжения, а не Запад. Надо делать уже какие-то движения. Во-первых, слава богу, что отвели войска от границ с Украиной, но надо и дальше действовать. Надо сделать, с моей точки зрения, заявление, что Крым, да, сейчас принадлежит России, но мы готовы рассматривать и некий даже народный статус Крыма. Мы знаем, такие примеры были неоднократно в мире, когда некие территории, которые являлись спорными, открывались для международного сообщества под мандат ООН и так далее. Крым может принадлежать России, но при этом быть открытым для других стран, в том числе, для Украины. Здесь можно идти на новации. То есть надо вести переговоры.