Любовь и ненависть в отношениях Германии с Россией

The Straits Times, Сингапур

Рубрику ведет Николай Зубов

Фото: Павел Кассин, Коммерсантъ

Только от лидеров Германии зависит, перерастет ли нынешний кризис в более широкую конфронтацию Запада и Востока, которая затянется на годы, или же Украина в конечном итоге будет принесена в жертву ради сохранения хороших отношений с Россией. Это то самое решение, которое не хотел бы принимать ни один немецкий лидер, но Ангеле Меркель с ним откладывать больше нельзя...

Все немецкие лидеры в период холодной войны основывали политику безопасности страны на двух основных принципах: полная интеграция с Западом, обозначаемая термином Westbindung, и в противоположность ей — Ostpolitik, то есть восточная политика, разработанная для того, чтобы сгладить напряженность холодной войны.

Оба эти направления в политике оказались очень успешными. Германия стала крупнейшей экономикой Европы при содействии, а не противодействии соседей, а Ostpolitik ловко подорвала коммунистический блок изнутри: к 1980-м годам не только ГДР, но и сам Советский Союз полностью зависел от немецких денежных средств и промышленного оборудования. Когда холодная война закончилась, Восточная Германия с благословения России упала к ногам Западной, как спелый, хоть и весьма подгнивший фрукт. Благодаря такому успеху Ostpolitik существует и по сей день...

В большинстве случаев немцы испытывают по отношению к России чувство благодарности за то, что она позволила воссоединению Германии пройти мирным путем. Кроме того, многие немецкие избиратели инстинктивно выступают против любого намека не конфронтацию с Россией...

Однако немцы Россию не любят: 81% респондентов не считают Москву "надежным партнером". Торговые связи также не играют такой значительной роли, как принято считать... На самом деле это Россия зависит от Германии, а не наоборот... Если Германия решит заблокировать какие-либо санкции против России, она лишится доверия Польши и других восточноевропейских стран, для которых исходящая от России угроза носит экзистенциальный характер...

Германия, которая последние несколько лет провела в попытках предотвратить экономический кризис и спасти евро от коллапса, вряд ли рискнет допустить политический кризис в Европе из-за России...

Джонатан Эял


International New York Times, Нью-Йорк, США

Преобразившийся театр в преобразившейся стране

Тридцать лет назад во время поездки в Россию я купил билет в Большой театр. И хотя я заплатил завышенную цену за место на самом верхнем, шестом уровне, откуда видна только часть сцены, я не расстраивался: ведь я же впервые в жизни оказался в Большом театре... Чтобы сдержать волнение и ненароком не свалиться вниз, я время от времени упирался рукой в потолок.

Сегодня Большой театр сверкает великолепием и, как и сама Россия, восстанавливает свое собственное прошлое...

Один из величайших оперных театров XIX века, занимающий центральное место в российской культуре, он был свидетелем и коронационных торжеств в царское время, и политических заявлений руководства коммунистической партии... Средства были выделены на восстановление акустики того качества, которое было до советских времен...

В советское время в Большом театре помещалось почти две тысячи человек. Сейчас число мест сократилось до 1740, а зрители в партере сидят на отдельных стульях с прямой спинкой. На верхнем балконе, как и 30 лет назад, всего три ряда. В Метрополитен-опера, которая, на европейский вкус, нечеловечески огромна, помещается 3800 зрителей.

Что всегда удивляло в Большом театре, так это его высота в шесть ярусов, с которой сравниться могут только некоторые оперные театры Италии... Эффектная яркость красного с золотом интерьера театра и множество красивых фойе восстановлены в том великолепии, которым они отличались в досоветский период...

Некоторые зрители одеваются изысканно, другие приходят в джинсах — обе эти крайности воспринимаются спокойно. Здесь хорошо смотреть балет, и он производит впечатление роскошного искусства в роскошной обстановке.

Реставрация помогла восстановить утраченное великолепие царских времен. Однако на сцене и за сценой не осталось ничего старого. Оборудование самое современное; за сценой появилось дополнительное большое пространство, где можно хранить декорации и проводить репетиции.

Фасад Большого театра знаменит на весь мир, но его новый цвет — кремовый, сменивший тот грязно-серый оттенок, который он приобрел за годы советской власти, заметен не на многих снимках.

Аластер Маколей

Вся лента