Юбилейное решение
Кто имеет право отмечать 50-летие Театра на Таганке
Никаким 50-летием Театра на Таганке предстоящую дату назвать нельзя — будем считать, что ошибочное обозначение употребляется просто для краткости. Дело в том, что Московскому театру драмы и комедии на Таганке гораздо больше чем полвека. И его настоящие юбилеи никому не приходит в голову отмечать. Мало кто сможет объяснить, зачем в 1946 году в Москве организовали новый театр. Но многие помнят, что к началу 60-х годов этот театр, которым почти два десятилетия руководил режиссер Александр Плотников, находился в плачевном состоянии. И тогда властями было принято решение старого главного режиссера снять, а новым назначить известного актера Театра имени Вахтангова Юрия Любимова — он пришел в забытый Богом и людьми Театр на Таганке вместе со своими учениками, выпускниками Щукинского училища. Их дипломный спектакль "Добрый человек из Сезуана", сыгранный на Таганке 24 апреля 1964 года, начал отсчет любимовской Таганки.
Таким образом, правильнее было бы отмечать 50 лет со дня прихода Юрия Любимова и его учеников в Театр на Таганке. Но 50-летие любимовской Таганки отметить 23 апреля все равно не удастся. Юрий Любимов руководил Театром на Таганке 42 года — 20 лет до того момента, как был лишен советского гражданства в 1984 году, и потом, с конца 80-х, еще 22 года. Как известно, летом 2011 года в результате конфликта с частью труппы всемирно известный режиссер, которому тогда уже было 93 года, покинул театр, история которого неразрывно связана с его именем.
Настолько неразрывно, что даже люди, хорошо знавшие режиссера, не могли себе представить, что мастер сможет жить без своего детища. Но все вышло наоборот: покинув театр, Юрий Любимов, кажется, почувствовал прилив сил и продолжил активную постановочную деятельность. Он поставил "Бесов" в Театре имени Вахтангова и "Князя Игоря" в Большом, сейчас репетирует в театре "Новая опера". Каждый из этих спектаклей стал охотно обсуждаемым критикой и зрителями художественным событием. Что касается некогда знаменитого Театра на Таганке, то сообщения о нем прочно обосновались в разделах "Скандалы и происшествия" — труппу лихорадит, правление преемника Любимова, знаменитого актера Валерия Золотухина, ушедшего из жизни в прошлом году после скоротечной болезни, не было успешным, а нового творческого лидера в театре нет.
Предлагали закрыть в этот день театр на замок и дать возможность виноватым осознать содеянное
После того как в Москве сменилась власть, в том числе и культурная (эксперты не без оснований полагают, что уход Любимова был связан с тем, что лужковская администрация в 2011 году заняла выжидательную позицию и не определила приоритетов), были предприняты попытки вернуть Любимова в театр. Трудно судить о том, насколько они были настойчивы и продуманны, но результат всем известен — Юрий Любимов в театр не вернулся и, скорее всего, действительно больше не переступит таганковского порога. Его спектакли в силу разных причин один за другим сходят с афиши, и вообще репертуар сегодняшней Таганки с именем великого режиссера имеет все меньше и меньше общего.
В этих условиях многие, в том числе и самые авторитетные, деятели российского театра считают, что нынешней труппе Театра на Таганке 23 апреля праздновать нечего. Более того, они уверены, что театр просто не имеет морального права ничего праздновать, потому что изгнание Любимова явилось результатом действий членов этой труппы. Предлагали даже устроить в день 50-летия прихода Любимова своего рода символический день тишины, то есть просто закрыть в этот день театр на замок и дать возможность виноватым осознать содеянное и, чем черт не шутит, покаяться.
Если это не праздник сегодняшней труппы, то, возможно это праздник Юрия Любимова? Безусловно. Старейшина русского театра, однако, как и прежде, предпочитает работать, а не принимать поздравления — за многие годы он привык отмечать дни рождения Таганки не речами, а премьерами новых спектаклей.
Что ж, можно считать, как бы пафосно ни звучало подобное утверждение, что это праздник всего русского (да и мирового) театра, потому что отмечаемый день положил начало одному из самых значительных феноменов в его богатой истории — феномену и эстетическому, и социальному. Можно праздновать историю, в которой поиски новой сценической выразительности превратили театр в коллективного диссидента, а билеты на его спектакли — в единственную твердую валюту в стране. И в которой театр, лишившись статуса главного фрондера, зажил совсем другой, но тоже очень плодотворной жизнью — превратился в 90-е и нулевые в лабораторию мастера с уникальным, неповторимым репертуаром.
Сам театр на день тишины все-таки не решился — к неудобному юбилею приготовил спектакль под названием "Таганский фронт". Риторика военных действий дала о себе знать и здесь.
О юбилейных планах "Содружества актеров Таганки", отколовшегося в "лихие 90-е" от труппы Любимова, ничего не известно. Они, как говорится, и не претендуют.
Остальные будут отмечать в Театре имени Вахтангова, где когда-то начинал Юрий Любимов: вечером на сцене сыграют его спектакль "Бесы", а днем наши и зарубежные театроведы проведут конференцию, посвященную режиссеру и его театру.
Когда-то наставлявшая людей и открывавшая им глаза на жизнь Таганка и сейчас преподает обществу уроки. Будут ли они усвоены, никто не знает. Как показывает время, и те, времен "золотого века", уроки были выучены скверно.
Беда Таганки еще и в том, что любой авторский театр продолжает оставаться государственной институцией. Если рассуждать по уму, то, когда автор из такого театра уходит, театр автоматически теряет смысл. Можно только мечтать о ситуации, в которой разумные люди сделали бы вывод: любимовской Таганки больше нет, и лучше разойтись по домам, но до этого взять, скажем, пять лучших спектаклей Любимова из еще живых — и провезти их по всей стране, чтобы даже те зрители, кто никогда не был в Москве, увидели, чем они могут и имеют право гордиться.
Но даже если воли к красивым и разумным поступкам нет, можно попытаться найти "второго Любимова" среди сегодняшних молодых постановщиков, благо в последнее время появилось немало интересных режиссеров. "Группа юбилейного года", которая начала работу в Театре на Таганке в 2013-м, могла бы решить любую из описанных задач. Выпускники "Школы театрального лидера" во главе с художником Ксенией Перетрухиной и режиссером Дмитрием Волкостреловым были "внедрены" на Таганку для реализации серии придуманных ими на целый сезон мероприятий — документальных спектаклей, выставок, дискуссий и читок пьес, целью которых является попытка нового осмысления творческого опыта легендарного театра. Переосмыслить его полезно в двух случаях: либо когда готовишься подвести черту, либо когда предстоит начать совершенно новую жизнь.
Деятельность "Группы юбилейного года" вызвала неподдельные интерес у одной части труппы и ожесточенно враждебную реакцию — у другой. Любопытно, что, апеллируя к властям, недовольные экспериментальными проектами молодых кураторов и режиссеров "предупреждают" о политической неблагонадежности "юбилейников". И дело тут не в том, что некоторые клюют на наживки, как бдительный сенатор Олег Пантелеев, в театре, судя по всему, не бывавший, но доверившийся беспочвенным обвинениям "Группы юбилейного года" в пропаганде "майдана". А в том, что сегодня, накануне юбилея события, сделавшего театр свободно мыслящим и открытым новому, нынешнее право этого же театра на свободомыслие подвергается ревизии и агрессивным атакам — изнутри.