Европа реальная и "параллельная"
Сергей Нарышкин объясняет, чем вызван и как разрешится нынешний украинский кризис
Чем вызван и как разрешится нынешний украинский кризис
В истории Европы было немало периодов противостояния. Их причины (на первый взгляд разные) объединяет одно — непонимание народами друг друга, отказ от всякого диалога и начавшееся вдруг стремление выискивать различия, а не сходство. Росту такого противостояния легко помогала реанимация давно забытых фобий, территориальных споров или религиозных распрей.
Именно непонимание, возникавшее среди, казалось бы, близких по культуре и образу жизни народов, не раз в их истории вело к острейшим конфликтам и даже войнам. Да, рано или поздно, но европейские корни и гуманистические идеалы брали верх над противоречиями. Мир в общем доме восстанавливался. Но должны были пройти столетия, чтобы мы смогли увидеть действительно объединенную Европу...
Смею утверждать, что из-за затяжного экономического кризиса на континенте вновь вызревает новое и глубинное противостояние. Здесь уже несколько лет назад обозначился национальный эгоизм и вновь начался "поиск ведьм", за которыми могут последовать серьезные потери для европейской интеграции. Это видно как по сепаратистским инициативам внутри отдельных государств, так и по сегодняшним осложнениям в отношениях России и ряда стран Евросоюза. В этот конфликт сейчас втягивают не только их, но и не "впущенные" туда на равных так называемые молодые демократии. Кому-то из них могут сулить "внеочередное" вхождение, кому-то давно отложенную финансовую помощь, а с кем-то подписывают ничего не значащие бумаги — лишь бы молчаливо соглашались со всем, что делается за их спинами. По сути, обещают то же самое, что Украине, пока в ней не произошел Евромайдан.
Одновременно с этим напрочь отбрасывается 20-летний опыт сближения с Россией, которая после долгой холодной войны вновь (и уже который раз в истории!) искренне влилась в семью европейских народов. Буквально на глазах обесцениваются и наши многолетние усилия, и старания всех европейцев, поверивших в честность намерений своих политиков.
Мы знаем, какой ценой далось нам новое сближение с Европой. Тогда, в начале 90-х, было много романтических ожиданий с обеих сторон. Но жизнь оказалась сложнее любых прогнозов, проявив все "родимые пятна" прошлого и заставив набраться не только терпения, но и мужества.
Несмотря на многие несправедливости и провокации, откаты назад и слишком долгое стояние за дверьми в "Большую Европу", мы находили возможности идти вперед, и за это время приобрели много друзей и сторонников. Именно поэтому нас пытались лишить полномочий в ПАСЕ. Именно поэтому подвергают санкциям парламентариев, которые по самой природе являются "парламентерами" между народами.
Но в ходе своего визита в Париж я еще раз увидел, что с нами и сейчас находятся те, кто умеет отличить грязную пропаганду от реальности. Кто живет своим умом, а не по чужой указке. И кто понимает, что самая активная за всю историю общеевропейская жизнь, сильно расширившийся культурный "трафик" и выросший в разы торгово-экономический обмен стали результатом труднейшей совместной работы. Разумеется, взаимозависимость друг от друга тоже выросла. И, видимо, поэтому стоило лишь разразиться самому жестокому за столетие кризису, как сначала экономический эгоизм, а затем и националистические настроения в ряде стран ЕС начали бить не только по отношениям между ними, но и по их политическим связям с Россией.
Известно, что экономические трудности всегда вызывают поиски крайнего и на какое-то время способны объединить многих против одного. Как раз в такие периоды к власти приходят те, кто спекулирует на лозунгах национальной исключительности и "выгодах" сепаратизма. Однако не только они. Обязательно находятся и такие политики, которые начинают устраивать глобальные политические авантюры, пытаясь скрыть свои промахи в социально-экономической сфере. Главная их цель — предъявить своему народу успехи хотя бы в "параллельной" плоскости. Параллельной — по отношению к реальной жизни. А когда авторами таких сценариев становятся внешние силы, их усилия почти беспроигрышны — ведь ответственность за возможный провал понесут не они. Похоже, именно так возник украинский Евромайдан и последовавшие за этим осложнения в отношениях России с Европой. Причем эта провокация проявила слишком много, чтобы не начать "загибать пальцы".
Во-первых, всем стало ясно, что и Россия, и Украина — это действительно европейские страны. Иначе откуда бы взялась такая "зависть" извне и слишком уж тревожная "сирена" во всем общеевропейском доме! Не хочется верить, что эта ложная тревога тоже возникла по заказу. До сих пор не хочется...
Во-вторых, факт реального появления "Большой Европы" (при всех оговорках) очевиден. Это заметно по многим показателям. В том числе по беспрецедентно интенсивным переговорам, которые все эти месяцы идут между российским лидером и главами ведущих европейских государств. Сохраняя свою высокую динамику, они в очередной раз доказывают, что без России Европу представить невозможно. По сути, все "самое страшное" для заокеанских стратегов уже произошло, как бы ни пытались они сейчас запоздало оторвать Европу от России (именно так, а не наоборот!).
В-третьих, несмотря на всю демагогию и информационную истерию, наши позиции в международных и континентальных организациях отнюдь не подорваны, а прочны, как никогда ранее. Результаты голосования по вброшенным в ООН и ЮНЕСКО резолюциям по Украине столь же ущербны, как и сами эти резолюции. Набрав "большинство среди меньшинства" за них голосовавших, они показали "колосса на глиняных ногах" и предъявили всю слабость оголтелой антироссийской пропаганды. Игнорировать позицию России, как и изгнать нашу делегацию из ПАСЕ, не удалось. Кичливые призывы выгнать Россию из международных организаций провалились. Как выяснилось, Европа не хочет остаться в "узком" составе. Она не желает таких потерь. И вряд ли хочет остаться один на один с главным "распорядителем" НАТО.
Сейчас многие поняли, что современная Россия — это абсолютно самостоятельный геополитический игрок. Государство, непосредственно влияющее на расклад сил и в Европе, и в мире. И оно никому не позволит столь грубо вмешиваться в отношения между народами, испокон веку жившими на одной земле. Тем более ссорить нас с теми, кто вышел из одной славянской "колыбели". А ведь еще Пушкин предупреждал: "Оставьте: это спор славян между собою,/ домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,/ вопрос, которого не разрешите вы..." Жаль, что спустя два столетия это пушкинское послание "Клеветникам России" не потеряло своей актуальности...
Я понимаю, что призыв великого поэта не в состоянии услышать ни западные, ни сегодняшние киевские политики. Они лишь раскручивают спираль эскалации, забывая о тяжелых уроках прошлых конфликтов. Но сколь бы сложными ни казались сейчас наши отношения с братским народом, выход здесь все равно будет один — восстановление связей в полном объеме. Как именно это случится, предсказывать не берусь. Но думаю, что произойдет это так же неожиданно и стремительно, как и нынешний временный разрыв.
В нашей общей истории всякое бывало. Но братские связи сохранялись. Поссорить нас надолго никому не удастся.