"Ни одна автошкола не может приступить к обучению на подкатегории"

В России начали выдавать водительские права с новыми категориями и отметками. Между тем автошколы не могут готовить водителей по новым стандартам, поскольку образовательные программы еще не утверждены, отмечают эксперты.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

С 1 апреля ГИБДД начнет выдавать водительские права нового образца. Предполагается, что в документе появится несколько новых категорий, подкатегорий и отметок. Для управления некоторыми транспортными средствами придется получить отдельное удостоверение.

В новых правилах прописано 16 категорий и подкатегорий транспортных средств, в зависимости от их вида, веса, объема двигателя и количества пассажирских мест. Теперь необходимо получать права для мопедов и легких квадроциклов. Однако наличие прав любой категории позволяет управлять данными средствами передвижения. Отдельно можно будет сдавать на права на машине с автоматической трансмиссией.

Ужесточаются требования к экзаменаторам. Они должны быть не моложе 25 лет, пройти спецподготовку, иметь высшее образование, удостоверение на право управления теми категориями транспорта, по которым проводятся экзамены, и обладать водительским опытом не менее пяти лет.

Если кандидат на получение водительского удостоверения сдает на права более низкой категории, то есть, с категории D на C, или С на В, то проходить заново экзамены по первоначальным навыкам управления транспортным средством не требуется.

Прием экзаменов и выдача удостоверений теперь могут осуществляться в подразделении Госавтоинспекции не только по месту его проживания, но и районе нахождения учебной организации, в которой проводилось обучение.

Однако, как отмечают эксперты, автошколы еще не готовы к тому, чтобы подготавливать своих учеников к сдаче экзамена по новым правилам. По-прежнему отсутствуют методики обучения водителей на новые категории. Проект приказа о соответствующих программах не был одобрен Минюстом, новые стандарты отправлены на общественное обсуждение.

Программа была сделана в спешке, поэтому в результате она не соответствует требованиям реальности, считает председатель правления Гильдии автошкол России Сергей Лобарев.

"Ни одна автошкола не может приступить к занятиям, обучению на подкатегории. Данных программ нет. Те документы, которые сделали в прошлом году за полтора-два месяца, не соответствуют реальности сегодняшнего дня. Они слишком утяжелены для любителей, слишком упрощены для профессионалов. Экзамены предусматривают теперь три упражнения даже для любителей. В полтора раза увеличена теория. Европа готовит 30-40 часов теории, у нас было 70. Теперь предложение — 150 часов теории. То есть программы будут стоить 80-100 тыс. за обучение без улучшения качества подготовки", — заявил Лобарев.

Проект перехода на новые стандарты соответствует современным требованиям, единственный недостаток — его реализация, считает заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто.

"То, что в правах появились новые категории и, соответственно, должны измениться правила — это, в общем, обязательства России по отношению к Венской конвенции по дорожному движению. Мы эту конвенцию в свое время подписывали. Не так давно произошли изменения. Все страны, входящие в Венскую конвенцию, изменили свои водительские документы и, соответственно, в какой-то степени изменили свои правила. Мы просто идем в неком мировом тренде. И все нормально было бы, потому что новый стандарт прав был принят, просто застопорилось дело на разработке программ обучения. Я тут вижу проблему в Министерстве образования", — рассказал Моржаретто.

В ГИБДД заявили, что действующие права не требуют замены до истечения указанного на них срока. Также отмечается, что до принятия образовательных программ дорожные инспекторы не будут штрафовать водителей, которые управляют транспортом, подпадающим под новые категории.

Рената Баданова

Вся лента