Жил фанерный капитан
Политические потуги "Первого мстителя"
Премьера кино
Завтра в прокат выходит "Первый мститель. Другая война" (Captain America: The Winter Soldier), очередная экранизация марвеловских комиксов о спасающих мир супергероях. Это второй фильм, где центральной фигурой становится Капитан Америка. Три года назад в "Первом мстителе" Джосса Уидона рассказывалось о становлении личности героя и его борьбе с фашизмом во время Второй мировой. Теперь война больше напоминает холодную, но стала ли она принципиально другой, ЛИДИЯ МАСЛОВА не уверена.
На этот раз продюсеры ввели в игру новую режиссерскую фишку — братский тандем Энтони и Джо Руссо, для которых это первая крупнобюджетная голливудская продукция. В таких случаях всегда брезжит надежда не некую незамыленность взгляда, хотя комикс, по определению, довольно жесткое прокрустово ложе для режиссера. Кстати, именно с разговора о слишком мягкой постели начинается новый фильм о Капитане Америке (Крис Эванс), который, пролежав 70 лет в неуютной заморозке, теперь наслаждается благами современной цивилизации и в целом, по сравнению с 1940-ми, всем доволен: "Еда лучше, нет полиомиелита, интернет — отличная штука".
Такого рода беседы Первый мститель, военнослужащий Стив Роджерс, положивший трудовую книжку в официальное агентство для супергероев Щ.И.Т., ведет с молодым негром (Энтони Маки), с которым познакомился на пробежке в вашингтонском парке, еще не зная, что это его будущий партнер по спасению мира — бывший парашютист, теперь под кличкой Ястреб научившийся летать с помощью реактивного ранца и зрелищных железных крыльев. Сам же Капитан Америка, поменявший гардероб, стал внешне выглядеть менее броско. Его нарядный красно-бело-синий комбинезон был хорош для чеса по военной Америке в компании чирлидерш с призывом к населению поддержать ВПК покупкой облигаций. Но теперь служащего солидной фирмы Щ.И.Т. пришлось приодеть посдержанней, в выполняющий функции бронежилета синий костюм с не слишком блестящей серебряной звездой на груди, да и любимый титановый щит Капитана Америки, его главный атрибут и метательный снаряд, стал выглядеть не так вызывающе. После того как краски комикса немного поблекли, детская франшиза приобрела немного нахмуренный вид и даже подобие политического смысла — ребром встал вечный проклятый вопрос, как далеко можно зайти в ущемлении прайвеси ради обеспечения национальной безопасности.
В отличие от других Мстителей с двойным дном (таких как активно помогающая герою в новом фильме Черная Вдова, она же Наташа Романофф в исполнении Скарлетт Йоханссон), Капитан Америка кристально честен, прямолинеен и прозрачен в своих мотивах и намерениях, что дает ему право считаться как бы совестью нации. И хотя ему, возможно, не хватает такой яркой индивидуальности, как Тони Старку--Железному Человеку, зато со своей моральной высоты он может задать наивный, но бьющий в точку вопрос "Какая тут свобода, когда кругом страх?" и поставить под сомнение методы Щ.И.Т., а также стоящего над ним Совета Всемирной Безопасности, начальника которого играет Роберт Редфорд — можно сказать, лицо политических триллеров 1970-х, которые братья Руссо держали в уме, работая над "Первым мстителем".
Но как раз из-за своей ничем не запятнанной чистоты добродетельный Капитан Америка как персонаж проигрывает на фоне амбивалентности хитрющей Черной Вдовы или этической двусмысленности мудрого начальника Щ.И.Т. Ника Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон), резонно замечающего, что никому нельзя верить: "Последний раз, когда я доверился кому-то, я потерял глаз". Так что идеалист Стив Роджерс со своими архаичными представлениями, что солдаты одной армии могут полагаться друг на друга, все чаще выглядит как музейный экспонат — на что авторы иронически намекают, отправляя его на познавательную выставку в честь самого себя в Смитсоновском институте.
Пресловутый Зимний Солдат из оригинального названия, который, по идее, должен быть главным антигероем и которого связывают с Капитаном Америкой давние отношения, появляется совсем ненадолго, и авторы почему-то безжалостно связали ему руки в драматургическом плане. Зимний Солдат ничего сверхъестественного на экране не делает, но когда снимает маску, Капитан Америка тут же проигрывает ему чисто физиогномически — даже биоробот, продукт генной инженерии (наделенный печальным румынским лицом Себастьяна Стэна), и то больше похож на живого человека, чем плакатный Первый мститель, словно вырубленный топором из фанеры.