Опережать себя в развитии будет вся Россия
Минэкономики предлагает ограничить льготы особыми экономическими зонами
Минэкономики признала все субъекты России достойными звания территорий опережающего развития (ТОР), определение которых предложено трактовать столь же широко, как экономических территориальных кластеров. Соответствующий законопроект обходит претензии Минвостокразвития на эксклюзивное право капитализировать ТОР на Дальнем Востоке налоговыми льготами и льготами по уплате страховых взносов. Дискуссию о льготах предложено проводить в рамках существующих территорий упрощенного ведения бизнеса, прежде всего развивая особые экономические зоны.
Минэкономики подготовлен законопроект о внесении изменений в федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ", единственная цель которого — сформулировать законодательное определение территорий опережающего развития (ТОР). Предлагается считать ТОР "совокупность предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и кооперационными связями в сфере производства". То есть понятие ТОР может трактоваться весьма широко, совпадая или нет с административным делением. Почти так же широко определяется использовавшийся в начале 2000-х экс-министром экономики Германом Грефом термин "экономический кластер", предполагавший развивать "на некоторой территории группы взаимосвязанных организаций".
Никакой эксклюзивности для компаний принадлежность к ТОР новый законопроект Минэкономики не предусматривает. Упоминаний о налоговых льготах в документе не содержится.
Напомним, что идея ТОР была предложена в феврале дальневосточным вице-премьером Юрием Трутневым и главой Минвостокразвития Александром Галушкой в качестве ключевого элемента экономической стратегии по развитию Дальнего Востока (см. "Ъ" от 6 февраля 2014 года). При этом Минвостокразвития противопоставлял свои ТОР действующим экономическим зонам, развитие которых подконтрольно Минэкономики. Конкурентное преимущество ТОР, по сравнению с ОЭЗ, по замыслу Юрия Трутнева,— в размерах льгот: в начале марта Минвостокразвития направило в Белый дом перечень льгот не только региональных, но и федеральных. Резидентов ТОР предлагается освободить от уплаты НДС на десять лет. Федеральную часть налога на прибыль предлагается обнулить, а ставки страховых взносов существенно снизить — до 3% в Пенсионный фонд, до 1,5% в Фонд соцстраха и Фонд ОМС и 1,6% в территориальные фонды ОМС. Ни одна ОЭЗ такими льготами похвастаться не может.
В пояснительной записке к своему законопроекту Минэкономики указывает, что "на территории ТОР будет создаваться вся необходимая социальная и иная инфраструктура, включая жилье для сотрудников предприятий ТОР, то есть будут созданы все условия для опережающего развития территории". И это единственное упоминание исключительности ТОР. Налогово-привлекательные условия инвесторам предлагается искать в уже существующих инструментах — прежде всего в ОЭЗ. В законопроекте прямо указано, что в ТОР "могут создаваться ОЭЗ". В своих пояснениях Минэкономики расширяет перечень до "промышленных (индустриальных) парков, технопарков, агропромышленных парков и туристических парков".
В случае утверждения законопроекта Министерством экономики дискуссия о льготах по развитию территорий вернется в рамки ранее узаконенных территорий упрощенных правил ведения бизнеса. Предложения о льготах по федеральным налогам есть и у Минэкономики — но в отношении не Дальнего Востока, а Крыма, развивать который правительство намерено, используя дальневосточный административный опыт. Впрочем, новое определение ТОР не исключает возможного введения общих для территории и ее субъектов льгот — проект Минэкономики выглядит скорее как декларация о намерениях, чем проект окончательного определения в правительстве и смыслового наполнения термина "территория опережающего развития".