Ford встал на путь АвтоВАЗа
Автоконцерн сокращает персонал и производство в России
На фоне продолжающегося падения российского авторынка вслед за АвтоВАЗом масштабные сокращения сотрудников начал Ford Sollers, решивший уволить около 35% персонала завода во Всеволожске. В компании этот шаг объясняют резким снижением спроса и девальвацией рубля. Но автодилеры видят у Ford и внутренние причины — рынок его машин "перенасыщен", а завод "оказался заложником" затянувшегося обновления модельного ряда.
Вчера Ford Sollers, СП американской Ford Motor Company и ОАО "Соллерс" Вадима Шевцова, объявил о переводе всех трех своих предприятий (в Татарстане и Ленобласти) на односменный режим работы. Кроме того, на заводе Ford Sollers во Всеволожске объявлены дополнительные дни простоя — с 7 по 15 апреля, а также с 21 апреля по 8 июня. Из-за этого персонал будет постепенно сокращен на 700 человек (срок в СП не раскрывают). Сейчас на заводе работает около 2 тыс. человек. Уволенные сотрудники получат компенсации, их размер пока не определен.
В компании говорят, что "оптимизация" потребовалась "в связи с серьезными изменениями экономической ситуации в России, в частности девальвацией рубля", замедлением потребительской активности на рынке новых автомобилей, а также "в ответ на значительное падение спроса на автомобили С-сегмента". Но это не повлияет на запуск во Всеволожске обновленных моделей Ford Mondeo и Ford Focus. Сокращений персонала на заводе Ford Sollers Елабуга не будет, но здесь скорректируют объем производства. Власти Ленобласти знают о планах Ford Sollers. Региональный комитет по труду и занятости населения обещает организовать на заводе центр, где сотрудники смогут получить юридические консультации, пройти тестирование по подбору работы. Представитель профсоюза Всеволожского Ford вчера не отвечал на звонки.
Ford открыл завод во Всеволожске летом 2002 года. Он выпускает Ford Focus в трех модификациях и Ford Mondeo. В 2013 году производство снизилось на 36%, до 70 тыс. автомобилей. В Ford Sollers входят также заводы в Набережных Челнах (модернизируется) и в ОЭЗ "Алабуга". Последний выпускает Ford Explorer, Ford Kuga, Ford S-MAX, Ford Galaxy, Ford Transit, в ближайшее время будет запущен Ford Edge. Общая максимальная мощность трех площадок составляет 315 тыс. автомобилей в год.
Продажи Ford в России начали падать еще в 2012 году, когда рост авторынка замедлился. Тогда завод во Всеволожске периодически останавливал производство, но перебои объяснялись отсутствием комплектующих для Ford Mondeo. Остановки конвейера сопровождались конфликтами с профсоюзом. В 2013 году рынок начать падать, и Ford уже показывал двузначные цифры снижения продаж. По итогам 2013 года продажи Ford, по данным Ассоциации европейского бизнеса, снизились на 18%, до 106,7 тыс. машин. При этом продажи самой популярной модели Focus упали на 27%, до 67,1 тыс. автомобилей. В феврале продажи Ford снизились на 21%, до 10,5 тыс. машин.
На фоне падения российского авторынка о масштабном сокращении штата (в целом на 7,5 тыс.) уже объявил АвтоВАЗ. Другие крупные заводы — ГАЗ, УАЗ (входит в "Соллерс") и КамАЗ — не сокращают персонал, но перевели сотрудников ряда производств на четырехдневную рабочую неделю. Петербургский завод GM приостанавливал производство на 14 дней в период с 24 февраля по 28 марта.
Президент ГК "Фаворит Моторс" (дилер Ford, KIA, Chevrolet, Volvo и др.) Владимир Попов называет решение Ford Sollers о снижении производственного плана "предсказуемым и логичным". "Компания приводит реальный спрос на свои автомобили в соответствие с предложением",— говорит господин Попов. Он отмечает, что как минимум в последние полгода рынок Ford был "явно перенасыщен", из-за чего "дилерская маржа по этому бренду существенно снижалась, в итоге сокращалось количество эффективных дилеров". Владимир Попов считает, что падение спроса на Ford Focus "абсолютно естественно". Он подчеркивает, что за последние несколько лет "конкуренция в сегменте Focus выросла примерно в восемь раз, аналогичные по параметрам автомобили предложили KIA, GM, Peugeot-Citroen и другие крупные игроки". Гендиректор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин полагает, что завод во Всеволожске оказался заложником ситуации, когда, с одной стороны, спрос на его продукцию заметно упал, с другой — обновление выпускаемых моделей запланировано лишь на следующий год, что не позволяет устойчиво развивать производство в сложной рыночной ситуации.