"Предложение господина Яценюка на языке интернет-пользователей называется троллингом"

Украинский нужно сделать вторым официальным языком в России. С таким предложением выступил премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Украинский политик, кандидат в президенты Украины 2014 года Валерий Коновалюк и крымский политолог Владимир Джаралла обсудили ситуацию с ведущим Петром Косенко.

Фото: Сергей Старостенко, Коммерсантъ

Яценюк пояснил, что на территории России находятся немалочисленные украинские общины, интересы и права которых не защищены российским законодательством и органами власти. Признание украинского языка официальным могло бы стать первым шагом на пути к исправлению этой ситуации.

— Господин Коновалюк, как вам предложение господина Яценюка? Россия должна признать украинский вторым государственным языком?

В.К.: Проблема украинской политики состоит в том, что на протяжении всего периода независимости Украины вопросы статуса русского языка были предметом спекуляций и недобросовестной политической конкуренции, которая привела, к сожалению, к тяжелым последствиям. Но мне приятно, что у вас один из собеседников — представитель Крыма. Мало кто понимает, что это ключевая проблема. Она повлекла за собой то, что Украина потеряла почти 2 млн собственных граждан, проживающих на территории Крыма.

— Господин Коновалюк, мы все-таки не о гражданах, а о украинском языке в России. Я специально перед эфиром посмотрел соотношение русских на Украине и украинцев в России. Действительно, в России живет довольно большой процент украинцев, третье место по численности по переписи населения 2010 года. Это почти 2 млн человек, из них примерно 1,5 млн украинский язык знают, на нем разговаривают. Может, не всегда, но, тем не менее, 2 млн человек.

В.К.: У нас 8 млн по национальности русских живет, а носителей языка — половина населения страны.

— Если мы берем родной язык, то почти 20% граждан Украины считают русский своим родным языком. Все-таки соотношение не очень серьезное. Господин Джаралла, ваше мнение, нужно украинскому языку место в России?

В.Д.: Я могу сказать следующее: даже не следует обращать внимание на предложение господина Яценюка, это на языке интернет-пользователей называется троллингом. Он на самом деле просто высмеивает некие предложения. Это свидетельство того, что украинская элита приходит в себя от страха. До этого они просто ждали, что "вежливые зеленые человечки" появятся в Киеве и в ужасе размышляли, видя, что власть рассыпается перед ними. Сейчас они начинают чувствовать себя более уверенно. Вдобавок, не забывайте, хунта, пришедшая к власти несамостоятельно, выполняет указания тех, кто ее привел к власти, тех, кто находится за пределами Украины.

А, кстати, он еще дерзко намекнул о тех финансовых потерях, которые испытывает Россия уже сейчас. И это свидетельствует о том, что перед нами пробуется вариант: Россия в переговорах между Керри и Лавровым, Путиным и Обамой озвучила то, что она хочет. Точнее, то, что, по ее мнению, спасет ситуацию в Украине. А это федерализация. Естественно, один из этих вариантов — это двойной язык. Теперь американцы готовы чуть-чуть потянуть время, посмотреть, что получится, и поэтому сейчас их марионетки позволяют себе небольшую клоунаду, потому что пока им разрешено. Пока указаний не дано, какое же у них должно быть окончательное решение.

— Господин Коновалюк, что ответите на эту реплику?

В.К.: Достаточно правильная объективная позиция, с этим сложно не согласиться. Но еще раз хочу сказать, что проблемы языка — это для нас проблемы сегодня гражданского мира и стабильности государства, сохранения государства. И мне сложно комментировать эти инициативы, когда понятно, что без решения этой ключевой проблемы, утверждения второго государственного языка на Украине, без больших полномочий территорий, федерализации Украины, очевидно, Украина уже не выйдет из этого состояния никогда.

В.Д.: В России законодательство о языках и защите прав меньшинств на много порядков превосходит то, что даже теоретически было на Украине до последнего времени.

В.К.: Абсолютно правильно, конечно.

В.Д.: Поэтому, все, кто хотят говорить на украинском языке, родном для них, в России, без каких-либо проблем реализуют свое право. У нас же совершенно другая проблема. Пришедшая к власти хунта уже является не националистической. Она является нацистской. И господин Коновалюк представляет силы, которые приходят в себя после этого дикого поражения, пытаются перегруппироваться. Я им глубоко сочувствую, но это немножко эгоистично. Мы в Крыму даже немножко с облегчением вздыхаем — господи, как мы уже от этого далеки. Хотя я понимаю, что без их победы, без перехода в контрнаступление и у нас, и в России спокойной жизни не будет.

Вся лента