Вокзал пришелся ко двору

Участок Товарного двора может войти в «РВ-Пермь»

Правительство края стало полноправным участником ОАО «РВ-Пермь», созданного для реализации проекта по строительству транспортно-пересадочного узла на базе вокзала Пермь-2. Региону принадлежит 99,9% акций общества. Второй участник проекта — «РЖД — Развитие вокзалов» свою долю в 150 млн руб. пока не внес. Однако, по данным „Ъ“, железнодорожники собираются внести в уставный капитал АО здания и строения, расположенные на территории бывшего Товарного двора. Эту территорию площадью 14 га, впоследствии также планируют задействовать в реализации вокзального комплекса. Помешать этим планам может позиция собственника участка — Росимущества, которое считает, что полоса отвода железной дороги не может быть передана в руки частных структур.

ОАО «РВ-Пермь» раскрыло список аффилированных лиц за первый квартал 2014 года. В составе акционеров общества появился Пермский край в лице министерства транспорта и связи. Согласно документам доля участия пермских властей в обществе — 99,9334%. Остальной пакет принадлежит учредителю оператора — дочернему предприятию госмонополии ОАО «РЖД — Развитие вокзалов».

Собеседник в правительстве края сообщил „Ъ“, что увеличение пакета минтранса связано с выкупом допэмиссии общества на 150 млн руб. Еще в прошлом году губернатор Пермского края Виктор Басаргин и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин договорились о выделении 300 млн руб. (по 150 млн руб. с каждой из сторон) на разработку проектной документации для реализации проекта создания транспортно-пересадочного узла на базе вокзала Пермь-2. Для реализации проекта был создан оператор — ОАО «Развитие вокзалов — Пермь». РЖД оплатили уставный капитал в размере 100 тыс. руб. Осенью правительство после бурных дискуссий убедило депутатов заксобрания выделить 150 млн руб. на этот проект. 20 декабря 2013 года был подписан договор купли-продажи акций ОАО «РВ-Пермь» между правительством Пермского края и ОАО «РЖД — Развитие вокзалов». Контрольный пакет у минтранса в «РВ-Пермь» появился еще 28 января.

Собеседник „Ъ“ в правительстве не смог пояснить, почему свои 150 млн руб. до сих пор не внесло ОАО «Развитие вокзалов — РЖД». Директор «РВ-Пермь» Игорь Арсентьев вчера не отвечал на звонки по мобильному телефону. В пресс-службе «Развитие вокзалов» не смогли дать пояснения. Собеседник в правительстве края заявил „Ъ“: власти не сомневаются в том, что РЖД выполнят свои обязательства и внесут в уставный капитал свои 150 млн руб. По его словам, в итоге 51% консолидирует край, 49% — РЖД: «В этом проекте контроль должен быть у государства».

Между тем, по данным „Ъ“, сейчас «РВ-Пермь» регистрирует право собственности на здания и строения, расположенные на участке Товарного двора (Локомотивная, 18). В комплекс имущества входит 15 объектов недвижимого имущества (административные здания, складские, гаражные и иные вспомогательные помещения, грузовые платформы и другие). Эти объекты расположены на участке площадью 14 га, который предоставлен железной дороге на праве бессрочного пользования. Как рассказали „Ъ“ в правительстве, после длительных переговоров с ОАО «РЖД» было принято решение о вовлечении этой земли в оборот для строительства транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-2. Как отметил собеседник „Ъ“, пока не решено конкретное использование данного участка, возможно, здесь будет возведен автовокзал или другие постройки. «Он необходим обществу для того, чтобы развивать проект комплексно: железнодорожники будут реконструировать вокзал Пермь-2, краевые власти строить автовокзал, а инвесторы — развивать сопутствующую территорию», — отметил собеседник „Ъ“.

Однако с использованием этого земельного участка могут возникнуть трудности, так как земля находится у железнодорожников на праве бессрочного пользования. Железнодорожники на протяжении нескольких лет пытались получить право собственности на земельный участок Товарного двора. Но тер­управление Росимущества в Пермском крае отказало компании в предоставлении в собственность этого участка. Попытки РЖД обжаловать это решение оказались безуспешными. СвЖД также предпринимала несколько попыток продать объекты недвижимости, расположенные на Локомотивной, 18. Начальная стоимость составляла 375,18 млн руб. с учетом НДС. Однако интересантов на объекты так и не нашлось.

В теруправлении Росимущества в Пермском крае сообщили „Ъ“, что никаких официальных обращений от ОАО «РВ-Пермь» по поводу участка Товарного двора в ведомство не поступало. «Этот участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании РЖД. Его земля поставлена на учет декларативно, то есть границы не установлены на местности. Участок органичен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность, поскольку является полосой отвода для железной дороги», — сообщили „Ъ“ в теруправлении. В ведомстве также сообщили, что сейчас ведут конкурсный поиск услуг по межеванию этого участка.

Председатель парламентского комитета по бюджету Елена Зырянова напоминает, что в прошлом году часть депутатов выступали против выделения бюджетных 150 млн руб. для внесения в уставный капитал ОАО «РВ-Пермь». «С одной стороны, этот механизм предоставляет большую свободу действий, позволяет уйти от требований ФЗ №44 о госзакупках, а значит, позволяет принимать более оперативные решения. Но бюджетные средства в таких случаях могут быть потрачены на любые цели вплоть до заработных плат. Возможности осуществления общественного контроля за расходованием данных средств при этом крайне низкие. А неэффективное использование ресурсов не грозит какой-либо серьезной ответственностью. Такое выпадение из-под общественного, депутатского контроля мы не приветствуем», — отмечает собеседница „Ъ“. По ее мнению, оценивать ситуацию с «РВ-Пермь» без ознакомления с документами сложно. «Нужно ознакомиться с акционерным соглашением, обязательствами, ответственностью сторон. Надо понимать, в какие сроки стороны должны внести средства в уставный капитал, предусмотрена ли возможность невнесения, перераспределения уставных средств», — заключает госпожа Зырянова.

Ирина Пелявина, Вячеслав Суханов

Вся лента